120-летию рождения выдающегося архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского посвящена научная конференция, которая в эти дни проходит в музее-усадьбе Александра Грибоедова «Хмелите».
Наследие Петра Барановского, его уникальные реставрационные методы предстоит ещё изучать и изучать. И сегодняшним реставраторам без его опыта не обойтись. Именно с Барановского когда-то началось восстановление родового имения Грибоедовых в Хмелите под Вязьмой, а позже его дело продолжил и завершил Виктор Кулаков.
Виктор Кулаков, генеральный директор музея-усадьбы «Хмелита», сказал: «Его вспоминают больше всех в жизни здесь. Я его каждый день вспоминаю. Это – самый замечательный исследователь, и человек был фантастический. И всю мою жизнь перевернул в лучшую сторону».
Барановский – уроженец Вяземского уезда. Не чудо-богатырь, щуплый, с хрипловатым глухим голосом, с очень плохим зрением. Ни чинов, ни званий, ни заслуг перед советским отечеством. Каждый раз, рискуя жизнью — в самом прямом смысле слова – грудью вставал за очередной объект. То, что не мог спасти — обмерял, фотографировал, зарисовывал, Срок в лагерях — цена, которую он заплатил за конфликты с властью.
Сохранение культуры Смоленщины было его главной болью. Его трудам обязана Россия и сегодняшним Болдиным монастырём, и Одигитриевской церковью в Вязьме, и двумя древнейшими Смоленскими храмами: Свирским и Петро-Павловским. Не будь этого странного, неудобного, колючего человека, великого патриота — с исторической карты страны исчезли бы сотни памятников, существование которых мы сегодня воспринимаем как должное.