Матрешки и гжель, жостовские подносы и хохлома, федоскинские шкатулки и павлопосадские платки – уникальные сувениры, которые столетиями были не только знаменитыми русскими промыслами, но и ценными подарками иностранцам. Однако вскоре русским народным сувениром останется, видимо, только нефть.

Матрешки и гжель, жостовские подносы и хохлома, федоскинские шкатулки и павлопосадские платки – уникальные сувениры, которые в течение столетий были не только знаменитыми русскими промыслами, но и ценными подарками иностранцам. Вплоть до самого высшего уровня. Федоскинские шкатулки, например, дарили на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон и на рождение ребенка Николя Саркози.

Если же народные промыслы умрут, что мы будем дарить иностранцам как русский народный сувенир? Баррель нефти? Таким вопросом задаются все из немногочисленных мастеров, кто еще сохранил право себя так называть. Многие заводы и фабрики разрушены, место художественно выполненных сувениров заполняют грубо сделанные, но дешевые фальсификаты.

В Гусь-Хрустальном ищут пути спасения хрустального завода, не лучше обстоят дела и в подмосковном Павловском Посаде, некогда знаменитом своими расписными платками. Да и символу России, как его представляют многие иностранцы, — знаменитой сергиево-посадской матрёшке жить, судя по всему, осталось недолго.

Из тысячи сотрудников, которые трудились на фабрике "Художественные изделия и игрушки" в Сергиевом Посаде еще 20 лет назад, осталось только 30. Да и тех директор был вынужден отправить в неоплачиваемый отпуск. Хотя даже во времена Великой Отечественной войны это производство старались сохранить изо всех сил.

84-летний Виктор Макеев – один из мастеров, который до сих пор, несмотря на преклонный возраст, продолжает дело своей жизни. Но он всерьез опасается, что вскоре его ремесло умрет – передавать его некому. Раньше таких мастеров, как Виктор Макеев, на фабрике было 400, осталось же только четверо. И те – старики.

На фабрике "Художественные изделия и игрушки" есть уникальные 50-местные матрешки, которых вытачивали и расписывали вручную мастера больше полувека назад. Однако вскоре лишь они и останутся потомкам на память.

Даже в магазинах Сергиева Посада, где впервые более ста лет назад изготовили первую русскую матрешку, таких сувениров больше не осталось. А новые партии, судя по всему, уже не поступят.

Народный промысел пал жертвой рыночных отношений: фабричный товар стоит дороже поделок кустарей, а продавать дешевле – невыгодно. Труд мастеров и художников недооценен, многие уходят в охранники и таксисты.

Видимо, вскоре и впрямь русским народным сувениром станет баррель нефти. И будет тогда чем "утереть нос" иностранцам, которые до сих пор плетут брюссельские кружева, ткут восточные ковры и выдувают богемское стекло.

В продолжение темы:

Специальный репортаж "Спасти матрёшку" на канале "Москва 24"