Десятки лет спустя давняя трагедия отзывается в этих людях. Семипалатинску они обязаны искалеченным здоровьем. Каждый год 29 августа они собираются в сквере по улице Исаковского. Здесь стоит памятник жертвам радиационных катастроф.
Семипалатинск — город, переживший 616 ядерных вспышек. 13 лет он был полигоном для мощнейших ядерных экспериментов. Дети ходили в школу, играли в «классики» во дворах. И пугались ходившей ходуном от ударной волны мебели и посуды.
Борис Поведенок, ветеран подразделения особого риска Семипалатинского полигона, рассказывает: «Я 13 лет служил в Семипалатинске на полигоне. Со мной на полигоне жила жена, она умерла. У меня тоже был рак, но удачно сделали операцию, я живу».
Они уже давно живут на Смоленской земле. Но знают о страшных последствиях ядерных облаков. Болеют не только они, но и их дети, и внуки. А вот просить помощи долгое время было не у кого. Но смоленские семипалатинцы продолжают борьбу за получение льгот.
Алевтина Бобровская, председатель Смоленской региональной общественной организации «Семипалатинцы», рассказал: «Для признания нам необходимо каждому иметь удостоверение российского образца. И вот с 2003 года мы бьемся, и никак не можем добиться».
Ирина Васильева прожила в Семипалатинске с мужем и тремя детьми более 30 лет. В Казахстане получили удостоверения, подтверждающие статус пострадавших от ядерной аварии. В России аналогичные не выдали до сих пор — десятки обращений в социальную защиту с 1997 года не принесли успеха, но надежд не разрушили.
Ирина Васильева говорит: «Нам очень помогла прокуратура Заднепровского района. Они подошли к этому вопросу серьезно, оказали нам поддержку».
Прошлым летом Ирина Николаевна вместе с семьей отправилась в Москву на анализ крови. Но результаты по-прежнему не дают права Васильевым на льготы. Они уверены, что уровень облучения им занижают умышленно, чтобы потом не возиться с больными. Но они готовы бороться и дальше.