Архангельский собор в Москве отреставрируют

Архангельский собор Московского Кремля решено отреставрировать. Собор был возведен в 1508 году итальянским зодчим Алевизом Новым. В соборе находится усыпальница великих князей и русских царей.

Эти порталы с резьбой эпохи итальянского Возрождения, перед которыми пять столетий склоняли головы, перестали быть белокаменными. Известняк XVI века, покрывавший главный вход в усыпальницу русских царей и князей, почти рассыпался. Реставраторам пришлось срочно демонтировать обрамления и заменять их копиями из композита.

"Идет процесс обессоливания в лабораторных условиях, и в этом году мы начнем процесс изготовления копий уже постоянных. А подлинные детали, практически уже лишенные первоначального орнамента, будут перенесены в лапидарий нашего музея", — рассказал заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры Андрей Баталов.

Переживший века западный фасад собора святого Архистратига Михаила обветшал за несколько десятилетий. Во всем виновата экологическая обстановка в столице: соли и выхлопные газы, говорит доктор искусствоведения Андрей Баталов. А также погодные условия. До середины XIX века Архангельский собор, как и Успенский, был летним, неотапливаемым. Затем по указу Александра II установили калориферы, а над порталами возвели защитные деревянные тамбуры. Когда в советское время службы в храме прекратились, тамбуры сочли искажающими первоначальный облик здания и разобрали.

"Порталы оказались практически под открытым небом. И поскольку собор отапливается, происходит встреча теплого и холодного воздуха, которая оказывается трагичной для белого камня", — объяснил Андрей Баталов.

За столетия лиственные орнаменты на капителях покрыл толстый слой извести – в XVIII и XIX веках их белили ко всем престольным праздникам. В ближайшее время реставраторы освободят рельефы от этих, как говорят, "обмазок".

"Все капители только кажутся одинаковыми, — пояснил Баталов. — А на самом деле каждая из них сделана по индивидуальным рисункам. Они все отличаются друг от друга".

Храм возвел итальянский зодчий Алевиз Новый или Фрязин, что созвучно латинскому слову "francus" – "иностранец". В 1508 году, сразу после возведения храма, князь Василий III повелел перенести сюда "мощи прародителей своих Великих князей Русских". Два века Архангельский собор служил царской усыпальницей.

54 саркофага, над ними – настоящая история России в лицах, правда, воображаемых. Портреты с нимбами, по византийской традиции, не достоверны. Но по атрибутам можно узнать и Ивана Калиту, и Василия Темного, и царя Алексея Михайловича. В нижнем ярусе иконостаса – храмовая икона "Архангел Михаил с деяниями", по преданию, написанная в XIV веке одним из учеников Андрея Рублева. Предводитель Небесного воинства, в честь которого назван собор, на Руси считался покровителем ратного дела.

В древности существовала традиция: перед тем, как отправиться на бой, а также после возвращения с победой русские правители приходили сюда, чтобы поклониться своим предкам. Особым почитанием пользовалась рака Дмитрия Донского. Кстати, все надгробия в соборе располагаются в определенном порядке. Вдоль стен покоятся Рюриковичи, в центре — Романовы.

Нынешний Архангельский собор – третий из построенных на этом месте. Первый – деревянный – возник в Кремле еще в середине XIII века. В 1333 году Иван Калита возвел каменный храм – по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного "рослой", то есть пошедшей в рост и не давшей зерен рожью. Собор Калиты был построен всего за одно лето – для сравнения новое творение Алевиза при несравненно лучших условиях воздвигали почти 4 года. Поэтому некоторые ученые предполагают, что старый храм был небольшим, одноглавым. Долгое время это невозможно было проверить: считалось, что от постройки XIV века не осталось никаких следов. Но в этом году во время реставрации в южной пристройке или, как говорит Андрей Баталов, палатке, строители разобрали кладку и неожиданно обнаружили на стене отпечатки собора Ивана Калиты. Четкие контуры двух так называемых лопаток – в древнерусском зодчестве это вертикальные выступы вроде пилястр.

"К нему пристроили палатку — не эту, а ту, что была на этом месте. Затем она продолжала стоять, но собор времени Ивана Калиты разобрали. И, таким образом, на ее стене образовался как бы слепок со стены Архангельского собора. Затем сломали и ту палатку и построили эту. Но этот отпечаток не был уничтожен", — рассказывает Андрей Баталов.

Сейчас фрагмент древней стены скрыт за ширмой. Его будут изучать и реставрировать до конца года, после чего в этом помещении должна открыться новая постоянная экспозиция. Она будет посвящена уничтоженному Вознесенскому монастырю, который был усыпальницей цариц и великих княгинь. В 1929 году, когда монастырь был взорван, более 50 каменных саркофагов сотрудники музея перенесли в подвал Архангельского собора. Это прямо под полом будущего выставочного зала.