На Дон приехали потомки белогвардейского поэта-эмигранта

Читать Вести в MAX
В Каменск-Шахтинский приехали потомки знаменитого белогвардейского офицера, казака и донского поэта Николая Туроверова. В Ростовской области это событие называют историческим.

В Каменск-Шахтинский приехали потомки знаменитого белогвардейского офицера, казака и донского поэта Николая Туроверова. В Ростовской области это событие называют историческим. На перроне местного вокзала гостей из Франции встречали родственники и кадеты аксайского Данилы-Ефремовского корпуса. Ради такого случая они даже отдыхом пожертвовали.

"У них каникулы, как и у всех школьников. И когда нам рассказали о событии, мы не думали даже, что делать. И они, как солдатики, прибыли по первому зову", — говорит директор кадетского корпуса Василий Донцов.

На перроне гостей с нетерпением ждали Каменские родственники знаменитого белогвардейского офицера, казака и донского поэта Николая Туроверова. Ждали племянников знаменитого предка — Ивана Александровича и Николая Александровича.

"Их пригласили на 12 сентября в Новочеркасск на конгресс, а я говорю: "Ой, а приезжайте пораньше. А 30 марта — это ж день рождения Николая", — рассказывает родственница Николая Туроверова Людмила Гайдукова.

Поэт в ноябре 1920 года эмигрировал из России вместе с 50 тысячами донских казаков. Живя во Франции, написал шесть книг стихов. И все они были о Родине. Его не стало 40 лет назад.

Здесь же, на перроне, были и представители другой ветки рода Туроверовых. С парижскими русскими они еще не знакомы. А потому душа полна чувств: "Волнуемся, надеемся, что им понравится, и они будут чаще приезжать в гости".

Чтобы попасть в Каменск, французские Туроверовы прилетели в Москву. А уж оттуда — поездом. И вот уже первые объятия и приветствия. Кстати, один из племянников, Николай, в Каменске впервые. А ведь здесь родился их отец — родной брат казачьего поэта — Александр.

В их же свидетельствах о рождении значится Париж. Но, как они потом признались, в Россию непостижимо тянет.

"Я слишком много лет здесь не был. Пять лет для меня — это вечность. Третий раз уже приезжаю. Это ж не только земля предков, казаков. Я и сам казак. Но тут я дома", — признался племянник поэта Иван Туроверов.

Кадры реконструкции Гражданской войны, в которой участвовали дядя и отец и которые показывают гостям в местной казачьей школе, французы смотрят с нескрываемым волнением. Они вообще остро реагируют на казачью тематику. Правда, признаются, заграницей все это постепенно замыливается.

"Меньше и меньше казачьего духа остается, но кое-что есть. Есть вещи (у нас там музей), знамёна, мундиры", — говорит Николай Туроверов.

Они все еще говорят на русском. Но признаются, что их дети и внуки уже не всегда... Почти никогда. Правда, есть у французских Туроверовых милая традиция — называть детей русскими именами. Хранить рукописи и перечитывать строки их предка. Они гордятся родством с Николаем Николаевичем, поэтом, который даже в эмиграции писал стихи о России, уважая при этом страну, которая его приютила, называя ее "веселой мачехой".

Донская программа для Туроверовых рассчитана на три дня. Они нарасхват. И в школу заехать, и библиотеку вниманием не обделить, и в дом отца зайти. А потом назад, в Париж, чтобы уже в спокойной обстановке перебирать бусины донских воспоминаний — воспоминаний об уже почти чужой, но все же родине.