"Возвращение Тарковского": обращение к творчеству режиссера

Весной этого года исполнилось 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского. Юбилейная дата стала поводом вновь обратиться к творчеству режиссера. В Челябинске на этой неделе проходит цикл встреч "Возвращение Тарковского". В рамках этой программы состоялся симпозиум, посвященный изучению культурной роли художественной интеллигенции и, в частности, исследованию творчества Тарковского.

Андрей Тарковский начал складывать буквы в четыре года, а в одиннадцать уже читал труды Леонардо да Винчи. С детства в Тарковском формировались черты человека понимающего, мыслящего, разумного. А став режиссером, он обрел статус культового автора интеллигенции. Тема интеллигенции и стала одной из ведущих для представителей научной среды Челябинска – участников симпозиума "Возвращение Тарковского". "Понятия "интеллигенция" и "интеллигентность" различные, – считает Сергей Загребин, доктор исторических наук, заслуженный работник культуры. – Вот для меня идеал, когда они совпадают, когда интеллигент обладает главным качеством – интеллигентностью. А что мы вкладываем в это понятие? Каждый ответит на этот вопрос сам. Я думаю, всем понятно, что это и терпимость, это и соучастие, и сострадательность. И как говорил Тарковский, это прежде всего опыт личного нравственного самопознания. Это ключевая идея творчества Тарковского, о котором мы сегодня говорим. Для меня это пример настоящего интеллигента".

"Компрадорская интеллигенция" – слой научной и культурной общественности, развивающий идеи западной культуры. Это предмет научного интереса Павла Уварова. По мнению профессора, подобные процессы, берущие свое начало с эпохи Просвещения, мешают России выработать свой путь развития. "Тарковский как раз принадлежал к тем людям, которых Страхов (русский публицист и мыслитель) называл людьми, вернувшихся от легкомысленного отношения к собственной стране к серьезному отношению к стране и миру, – отмечает Павел Уваров, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ЧГПУ. – Андрей Тарковский никогда не был связан с диссидентурой, но при этом оставался достаточно свободомыслящим человеком. Когда он приехал на Запад, он стал не раскланиваться, что он попал наконец-то в райские кущи, но прямо сказал, имея в виду Запад, что мы живем в ошибочном мире".

А что такое неошибочный мир? Сам Тарковский в качестве одного из ответов снял фильм-завещание "Жертвоприношение". Самозабвение как смысл жизни? Чем больше находишь ответов в творчестве Тарковского, тем больше появляется новых вопросов, которые и предстоит обсудить на этой неделе челябинским ученым, участникам симпозиума "Возвращение Тарковского".