Атомный ледокол "Россия" покинул Мурманск и отправился на Балтику. По контракту с "Росморпортом" он займется проводкой крупнотоннажных танкеров и грузовых судов в порты Приморска, Усть-Луги и Высоцка.
Как показала практика последних лет, без заполярного атомного флота в Финском заливе уже не обойтись. В Питере есть портовые ледоколы, но их ширина не позволяет проводить большие танкеры через ледяные поля. Атомоход "Россия" с двумя реакторами мощностью в 75 тысяч лошадиных сил, идя со скоростью 10-11 узлов, способен ломать многометровые льды Северного Ледовитого океана. Если учесть, что толщина льда в Финском заливе не превышает полуметра, то с нынешней задачей ледокол справится без особых проблем.
По словам капитана атомохода "Россия" Олега Щапина, пару лет назад одному из заполярных ледоколов уже приходилось вызволять суда из ледового плена на Балтике: "Когда на Балтике в январе застряло порядка 150 судов — дали команду атомоходу "Вайгач" следовать туда. Пока он пришел, уже было 200 вморожены, он справился. "Вайгач" 250 судов провел за 45 суток".
Ледоколы атомного флота продолжают зимнюю навигацию на Балтике уже третий год подряд. За это время по Финскому заливу было проведено более трехсот крупнотоннажных судов. Примечательно, что в нынешнем рейсе будут работать сразу два капитана, один — специалист по сложной ледовой обстановке, второй — капитан-наставник Александр Спирин обеспечит движение ледокола в условиях интенсивной навигации в Финском заливе.
Капитан ледокола "Россия" Александр Спирин говорит: "В Финском заливе, на подходах к портам разграничено все движение, есть рекомендованные маршруты и, когда идут крупнотоннажные суда по 100 тысяч тонн, их обязательно нужно вести по этим путям. Там шаг влево, шаг вправо — является определенным нарушением".
Специалисты "Атомфлота" не исключают, что нынешний рейс для ледокола с почти тридцатилетней историей может стать последним. Несмотря на хорошее техническое состояние корпуса, узлов и агрегатов, он выработал свой энергетический ресурс. По словам заместителя генерального директора по эксплуатации предприятия "Атомфлот" Андрея Смирнова, продлевать срок службы реактора экономически не выгодно: "Мы рассчитываем, что он будет работать еще около года, но у ледокола заканчивается и ресурс ядерной установки, и топливо. Долго думали, есть ли смысл делать загрузку еще очередной зоны, но, видимо, с учетом существующих грузопотоков и затрат на продление ресурса, этого уже не будет".
Обогнув Скандинавию, через 6-7 дней ледокол войдёт в Финский залив, где будет обеспечивать проводку судов. "Россия" пробудет в рейсе ориентировочно три месяца, до того момента, пока не улучшится ледовая обстановка. Потом ледокол вернется в Мурманск, где будет решаться его дальнейшая судьба.