Московский театр "Ленком" готовится к премьере. Сегодня там представят собственную версию знаменитой пьесы Александра Володина "Пять вечеров". В советские годы ее критиковали за то, что на первом плане — вовсе не герои, а обычные люди, к тому же с неустроенной судьбой. Историю любви шофера и работницы завода ставили в театре не один раз. Какой будет новая сценическая версия?
Этот спектакль никогда не был для него выдуманной историей. Для Владимира Кристаповича Контовского "Пять вечеров" — как инсценировка его биографии. Ветеран Великой Отечественной, прошедший штрафбат, за всю жизнь в ГУЛАГе он провел 13 лет. Герой пьесы Александра Володина Ильин — 17 лет. Впрочем, о лагерном прошлом своего персонажа советский драматург написал всего одно предложение. В театр "Ленком" Владимир Кристапович пришел, чтобы увидеть, как санкт-петербургский режиссер Андрей Прикотенко это предложение сделал "заглавным". "У Володина есть только ремарка, что был ГУЛАГ, — говорит режиссер. – А для нашей пьесы это – главное".
"Пять вечеров" за один вечер – это история любви вне времени и места. Как строки из телеграммы, на декорацию проецируются слова драматурга Александра Володина: "Это произошло в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов".
Со сцены говорят о том, что и в жизни произносят вслух часто. Ссоры на кухне сменяются разговорами об искусстве, а воспоминания о молодости остаются на протяжение всего спектакля. Как относиться к прошлому — вопрос не только новой постановки, но и самой пьесы. Тамара живет воспоминаниями о том, как была влюблена. Ильин хочет забыть то, что было в его жизни последние 17 лет. До конца спектакля он ни разу не скажет, почему не приезжал в Ленинград так долго. Впрочем, это и не нужно, уверен режиссер Андрей Прикотенко. По его словам, как и 50 лет назад, зритель должен уметь читать между строк.
За полвека – почти два десятка постановок. Пьеса Александра Володина стала событием еще в шестидесятые. Причем событием не только театральным, но и политическим. На автора обрушились с критикой: он пишет об обывателях, и не самых благонадежных. Ильин и вовсе пьет, о своей профессии врет и спустя долгие годы возвращается с "Севера" — явный намек на репрессии. Первым, кто поставил пьесу, был Георгий Товстоногов. О прошлом героя он не мог говорить даже в телефонном разговоре, не то, что со сцены. "В то время Володину не давали говорить открыто", — свидетельствует Марк Захаров.
На постановку "Пяти вечеров" дан карт-бланш от самого Марка Захарова. Художественный руководитель "Ленкома" рассказывает, что в работу молодого режиссера он не вмешивался. Только назначил актеров – Андрея Соколова и Олесю Железняк. "Из меня часто делают комедийную актрису, и я по этому поводу спорила с режиссером", — признается Ольга.
Радостного в новой постановке больше, чем грустного, уверен Владимир Кристапович Контовский. Хотя бы потому, что режиссер может открыто говорить о своих героях. И еще он может сам выбирать, какое предложение из когда-то провокационной пьесы драматурга сделать главным.



















































































