Подушка безопасности: Россия вложит нефтедоллары в стройки будущего

На что потратить сверхприбыли от нефти? Владимир Путин обозначил проекты, в которые Россия вложит деньги Фонда национального благосостояния. По мнению президента, эти стройки будущего должны стать новой формой хранения активов. Благодаря им богатства страны должны сохраниться и приумножиться.

На что потратить сверхприбыли от нефти? Владимир Путин обозначил проекты, в которые Россия вложит деньги Фонда национального благосостояния. По мнению президента, эти стройки будущего должны стать новой формой хранения активов. Благодаря им богатства страны должны сохраниться и приумножиться. При этом полностью отказываться от ценных бумаг и валюты мы не будем.

Куда будут вкладывать средства из Фонда национального благосостояния, можно было понять по списку участников. Самые крупные инвестиционные портфели собрали РЖД и "Росатом". Всего сейчас в фонде — 2 триллиона 845 миллиардов рублей. Но тратить все деньги не будут, заявил Владимир Путин. "Подушку безопасности" нужно сохранить.

"Те, кто полагает, что мы можем позволить себе целиком и полностью израсходовать этот фонд, они глубоко заблуждаются. Это делать нецелесообразно. И более того: кризисные явления недавнего прошлого — 2008, 2009, 2010 годы — показали нам, что такие инструменты нам нужны, и мы, слава Богу, научились ими эффективно пользоваться, не разбазарили, а использовали в свое время в нужный момент эффективно. А сейчас и приумножили, что дает нам возможность говорить об их эффективном использовании", — подчеркнул президент России Владимир Путин.

В итоге, по требованию Путина, лимит на использование средств из Фонда оставили на уровне 40 процентов.

И в первую очередь эти деньги пойдут на реконструкцию и расширение Транссиба и БАМа — они устарели и не справляются с перевозками. А это лишь одних грузов — 100 миллионов тонн в год.

Еще один мегапроект — строительство Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы. Больше 500 километров идут в объезд всех городов, а, значит, это высокоскоростная магистраль. Первые участки трассы начнут вводить в эксплуатацию уже через 3 года, а полностью ее сдадут в 2018 году.

Держать резервы только в ценных бумагах и деньгах, предупредил Путин, пусть даже в разной валюте, сейчас рискованно.

"Нам нужны разные инструменты использования наших резервов, — пояснил Путин. — Такие, которые способны как сохранить нужные нам объемы ресурсов, так и обеспечить доходность этих самых финансовых резервов. Вот над этим мы сегодня с вами и подумаем. Чем сильнее будет экономический фундамент, тем надежнее будут застрахованы от всяких неожиданностей, от конъюнктурных колебаний и наша социальная сфера, и пенсионная система".

Окончательный список проектов будет готов через две-три недели. Кроме уже известных туда могут попасть строительство новых электро-энергетических мощностей на Дальнем Востоке и реконструкция Московского авиаузла.

"Мы должны 10 раз продумать, прежде чем начинать финансировать такие проекты. Будем это очень тщательно к таким проектам относиться. И основной вопрос, который волновал президента, это контроль. Чтобы эти средства эффективно расходовались, без воровства, чтобы был обеспечен внешний контроль за расходованием этих средств", — рассказал первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов.

Масштабные инфраструктурные проекты, кроме решения транспортных проблем, заработав, смогут дать дополнительные процент-полтора к росту ВВП страны. В пору кризисных явлений в мировой экономике — хорошее подспорье.