Поднять престиж профобразования: президент провел юбилейный Госсовет

Государственному совету России во вторник исполнилось 10 лет
Темой заседания стала реформа образования
Госсовет исторически та площадка, где обсуждаются стратегические вопросы развития страны
Государственному совету России во вторник исполнилось 10 лет
Темой заседания стала реформа образования
Госсовет исторически та площадка, где обсуждаются стратегические вопросы развития страны

Государственному совету России во вторник исполнилось 10 лет. Юбилейное заседание прошло в Георгиевском зале Кремля, самом большом, чтобы вместить всех его участников - 100 с лишним человек, от которых во многом зависит, какой будет Россия завтра. Темой заседания стала реформа образования, от успеха которой зависит то, быть ли нашей экономике инновационной. По ходу заседания вдруг выяснилось, что ключевые тезисы выступлений тут же попадали в Интернет. Один из губернаторов каждые пять минут отправлял сообщения в Твиттер. За что получил замечание от президента.

В кулуарах - больше, чем обычно, рукопожатий и дружеских объятий. В Кремль пригласили не только нынешних, но и бывших членов Госсовета. Которые еще помнят, как работали параллельно в регионах и в Москве, и как пришло понимание, что с полной отдачей в таком режиме работать не получается. Вот уже 10 лет как в Верхней палате - представители регионов, а главы регионов вместе собираются на Госсовет.

"Десять лет уже, а как будто вчера", - говорит Дмитрий Аяцков, губернатор Саратовской области в 1996 – 2005 годах.

"Но большинство все же приехали работать", - отметил Егор Строев, губернатор Орловской области в 1996 – 2009 годах.

Госсовет исторически та площадка, где обсуждаются стратегические вопросы развития страны. Дискуссия открытая и, как показал опыт этих 10 лет, продуктивная. Ведь в отличие от парламентских прений и министерских совещаний, Госсовет вне партийных и межведомственных противоречий.

Сегодняшнюю тему - образование - на Госсовете рассматривали уже дважды и именно после такого представительного обсуждения в этой и во многих других сферах начинались масштабные изменения.

"Было рассмотрено более ста вопросов, причем абсолютно разного калибра - от обсуждения государственной символики до крупных программ и документов по внутренней политике, - напомнил президент Дмитрий Медведев. - Самое главное, что мы смогли, это сохранить единство страны, укрепить правовое поле нашей работы, задать ориентиры для развития государства в будущем".

Если вузы и школы за последние годы удалось приблизить к современному уровню, то профтехучилища во многом просто сменили вывеску: вместо ПТУ - лицеи и колледжи. А ведь высококвалифицированные рабочие - одна из основ "умной" экономики. "Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально-техническое образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации", - подчеркнул Медведев.

Образование - сфера традиционно консервативная, но сейчас мешает инерция - исторически сложившийся перекос в сторону высшего образования. Система готовит 70% специалистов с вузовским образованием и 20% со средним. А экономике нужно с точностью до наоборот.

"Я помню, меня искренне удивила ситуация, когда я посещал одно из таких очень продвинутых современных ПТУ. Сидит такой дяденька, лет 27 - 29. Я подошел, спросил, что он здесь делает, он говорит: "Я учусь, у меня есть высшее образование, оно мне не нужно, мне уже много лет, я хочу получить образование в ПТУ. Я буду получать после этого профессионально-технического учебного заведения нормальные деньги, чтобы содержать себя и семью". Вот такой абсолютно рафинированный пример того, как мы нерационально расходуем деньги на подготовку специалистов. Люди сначала идут, учатся в университетах, а потом получают совсем другое образование", - заметил президент.

Но такие случаи все же редкость - чаще другая картина: дипломированный специалист, к примеру, экономист, который трудится совсем в другой сфере. А чаще всего - просто безработный. Чтобы переломить тенденцию, нужно повышать уровень самих колледжей. Федеральный центр готов выделить средства. Возможно, тогда учителя и родители перестанут пугать хорошистов и троечников ПТУ.

"Образ рабочего сейчас для всей молодежи - это из "Нашей Раши" Равшан и Джамшут. И, соответственно, я согласен с тем, что современные ПТУ и вообще система ПТУ или колледжей, которая сейчас их заменила, является системой перевоспитания трудных подростков. На наш взгляд, нужно разделить и отказаться от трудового обучения. Нужно отделить социальные функции и прийти к настоящему профессиональному образованию", - заявил Михаил Прохоров, президент инвестиционного фонда "Группа ОНЭКСИМ".

"Насчет престижа рабочих профессий - здесь ни убавить, ни прибавить, действительно, престиж крайне низкий, - согласился президент. - И это должна быть полноценная системная работа, не только по созданию современных ПТУ, не только по созданию современных учебных пособий, по развитию практических навыков, но и работа в средствах массовой информации, это справедливо. Она не должна быть, конечно, такой тупой какой-то, она должна быть современной, но очевидно, что, в общем, все, что сейчас показывают, выглядит очень кисло".

Дискуссия, как выяснилось, параллельно шла не только в зале, но и в интернет-пространстве. Губернатор Кировской области Белых прокомментировал выступление своего коллеги Кресса - тот поблагодарил Медведева за идею создать президентские лицеи. Белых напомнил, что идея была его. Президент этот комментарий увидел.

Идеи губернатора Белгородской области Савченко прозвучали не в виртуальной среде, но резонанс вызвали не меньший: "Я считаю, что нужно ликвидировать законодательно как явление платное обучение в вузах, да и в сузах тоже. Второе: считаю, что нужно все-таки вернуться или, может, ввести порядок обязательного направления выпускников вузов и сузов по направлениям, по предварительным заявкам с работодателем, в том числе и бюджетной сферы".

"Евгений Степанович, я думаю, от ваших предложений вся система нашего образования вздрогнула просто, как вот я на это отреагирую, - ответил Дмитрий Медведев.- У нас, конечно, проблема не в том, что есть платное образование, а в том, что значительная часть учебных заведений стала подменять нормальные образовательные курсы платным обучением. Вы говорили про распределение, возврат к системе распределения. Мы об этом неоднократно говорили. При нынешней системе образования изначально закреплять всех за теми или иными предприятиями, учреждениями и требовать распределения в эти места нет юридических возможностей, потому что это не соответствует действующему законодательству в образовании, никого нельзя понудить работать на том или ином предприятии".

Нужен развивать другой, современный способ, считает Медведев, - контракт. Когда компания оплачивает обучение, а работник за это обязан некоторое количество лет. Принцип, когда в образование государство и бизнес вкладываются совместно - в лицеях и колледжах должен появиться в первую очередь, решили на Госсовете.