Царские врата — главное украшение собора Спаса-на-Крови — после восьмилетней реконструкции заняли свое место. Церковь была разорена в 1929 году, позднее в здании хранили овощи и театральный реквизит. От Царских врат сохранился лишь каркас, так что их восстанавливали практически с нуля.
Кровь, которая пролилась на набережной Екатерининского канала, искупить невозможно, но загладить вину за оскверненный когда-то памятник Царю-Освободителю необходимо. Царские врата — последний и самый важный элемент интерьера — воссоздали заново, почти с нуля. Директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров напомнил: "Врата содрали в 1929 году, выдернули из них всю "ювелирку" — я специально называю "ювелиркой", — взвесили на килограммы золото, серебро, эмаль, вырезали, а основу бросили в лужу, чтобы ходить через лужу было удобнее".
Николай Буров утверждает, что сегодня врата на 99 процентов такие же, какими их задумал архитектор Альфред Парланд. В архивах случайно отыскались дагерротипы того времени, которые оказались на удивление точными. Оптическое разрешение старинных фотопластинок превзошло самые современные цифровые аппараты.
Самым трудным было сварить цветную эмаль. Ювелирную, по сути, работу в подобных масштабах не делали уже больше века ни в России, ни в мире. Художник-реставратор Лариса Соломникова потратила на эксперименты несколько лет, пока не догадалась соединить технику лиможской и ярославской эмалей. На кадрах, снятых восемь лет назад, работа только начинается. За эти годы изменилась и отношение к жизни. Лучше всего дело шло по ночам — под радиопередачи. "Когда я писала иконы, то будто по заказу про евангелиста Луку мне передача попадала. Я работаю над иконой — мне рассказывают подробно так, спокойно. Я до двух часов радостно так работала", — вспоминает художник.
В итоге — 600 килограммов серебра, золота и эмали, восемь лет труда — и Царские врата можно увидеть и даже сфотографировать. Одни из первых экскурсантов — группа из Канады. Православный священник отец Владимир и не мечтал увидеть такое чудо. Настоятель храма Святой Троицы в Торонто рассказал: "Я помню, я здесь был в 1969 году. Здесь стоял забор, овчарка бегала. За это время храм восстановили полностью. Для нас, русских – и здесь и за границей — это большая радость".
Богослужение в храме теперь будут более торжественным, а у музея появится еще один объект которым, можно гордиться. Потрачено 20 миллионов рублей, но это не самая большая цена за восстановления самого русского из всех городских архитектурных памятников.
























































































