Спасенное достояние Японии

Местечко Кавагути у подножия горы Фудзи – излюбленная тема мастеров японской гравюры. Музей художник Итику Кубота построил 18 лет назад. Традиционные элементы японского сада с вкраплениями индийской и даже африканской культуры служат обрамлением уникальной коллекции.

Местечко Кавагути у подножия горы Фудзи – излюбленная тема мастеров японской гравюры. Музей художник Итику Кубота построил 18 лет назад. Традиционные элементы японского сада с вкраплениями индийской и даже африканской культуры служат обрамлением уникальной коллекции. Куратор музея говорит, что именно здесь Итику Кубота подбирал сюжеты для своих полотен.

В такой манере японские мастера окрашивали кимоно в XIV-XVI веках. Затем их секреты были утрачены и оставались неразгаданными до 60-х годов прошлого столетия. Итику Кубота стал первым, кому удалось воссоздать старинную технику росписи шелкового полотна. Свою работу он начал в конце 40-х, когда вернулся из советского плена, а первая выставка состоялась в 1977 году.

"Особенное впечатление производит эффект трехмерности текстуры ткани, и, конечно, использование красок, богатое разнообразие оттенков. Все это создает ощущение тепла, которое излучает ткань. Это очень красиво", — поделилась впечатлениями одна из посетительниц выставки.

Изготовление одного кимоно занимает около года. Рисунок наносится специальной тушью и краской из сока травянистых растений. Объемная текстура – результат сложнейшей работы, когда ткань сшивается нитками, а затем обрабатывается горячим паром. После смерти Итику Куботы в 2003 году над музеем нависла угроза разорения. Чтобы расплатиться с долгами, было решено выставить полотна на аукцион.

Почти каждая работа мастера – часть многосложного полотна. Шесть кимоно вместе составляют композицию "вселенная" — объединяющий мотив: кипящая лава у подножия Фудзи – а это, в свою очередь, являются частью еще более сложного произведения, которая называется "Симфония света". Распродать такую коллекцию с молотка – означало уничтожить художественную целостность всех этих произведений.

Это бы неизбежно произошло, если бы десять лет назад в музее не побывал известный меценат и бизнесмен. Выпускник МГИМО, в прошлом сотрудник советского торгпредства в Японии, а ныне миллиардер из списка Forbes Фаттах Шодиев был очарован творениями мастера. Узнав о нависшей беде, он принял решение выкупить всю коллекцию – это 104 работы — и подарить ее музею. Сделка на сумму около трех миллионов долларов была совершена в рекордные сроки.

Сакуо Мияхара, куратор музея "Итику Кобота": "Среди людей, на которых работы мастера произвели впечатление, господин Шодиев оказался единственным, кто протянул руку помощи, когда нам грозило разорение. Он сказал тогда, что это часть японской культуры, коллекция мастера Куботы живет именно потому, что она находится в Японии, он не может ее вывезти и считает, что она должна оставаться здесь, на берегу озера Кавагути".

Со следующего года музей готовится к большому выставочному сезону. В планах – посещение Америки, Европы, Казахстана, но прежде работы японского мастера будут показаны в России.