"Война с террором" дала свои плоды: "Аль-Каида" больше не является законспирированной организацией, компактно расположенной на территории Афганистана. Теперь у неё нет единого центра, зато есть множество ответвлений: в Пакистане, Йемене и, конечно же, в Северной Африке.
Этот регион, который по традиции называют Магрибом (что по-арабски означает "там, где закат") представляет собой гремучую смесь из низкого уровня жизни, слабых государственных институтов и многочисленных межконфессиональных конфликтов. Всё вместе это создаёт питательную смесь для распространения идей исламского фундаментализма и радикального экстремизма, которые несёт "Аль-Каида в странах исламского Магриба". А с появлением большого количества бесхозного оружия после операции в Ливии её члены решили перейти к активным действиям.
У всех на слуху военная операция французских и африканских войск в Мали и захват заложников в Алжире. Гораздо меньше внимания уделяется противостоянию между правительством Нигерии и членами радикальной секты "Боко харам" ("Западное образование – греховно") в соседней Нигерии, и уж совсем незамеченной остаётся операция "Транс-Сахара", которую войска НАТО проводят с 2004 года. Между тем, всё это звенья одной цепи: распространяя идеи создания "исламского халифата" среди кочевых племён и вооружая их, "Аль-Каида в странах исламского Магриба" расшатывает и без того хрупкий баланс сил в Западной Африке, где в бескрайней пустыне порой невозможно найти, где заканчивается одно государство и начинается другое.
После восстания туарегов в Мали и провозглашения "Независимого Азавата" к ним на помощь направились самые разные силы, в основном, исламисты, прошедшие ливийскую кампанию и имеющие опыт реальных боевых действий. Это они стоят за захватом заложников в Алжире и похищениями людей в Нигерии. Прежний лидер "Аль-каиды в странах исламского Магриба" Абдельхамид Абу Зеид считался одним из самых опасных и жестоким террористов даже по их собственных меркам. Его ликвидация французскими войсками в Мали стала большой удачей, о которой поспешили сообщить всему свету.
Сегодня стало известно, что новым лидером, после одобрения его кандидатуры в совете организации, станет 34-летний алжирец Джамель Окаха, известный также под именем Яхиа Абдул Ханнам. Бойцы "Аль-Каиды" отзываются о нём как об "истинном лидере" организации. По данным "Аль-Арабии", он был причастен к убийству американца Кристофера Леггета в Мавритании в 2009 году.
Тот факт, что руководство "Аль-Каиды" составляют люди, не достигшие и 40 лет, объясним не только высокой смертностью среди лидеров этой организации. Социальная база исламского подполья в странах Магриба расширяется: если раньше терроризм был скорее уделом необразованного сельского населения, недовольного поборами коррумпированных властей, то теперь, в эпоху неограниченного распространения информации, лидерам организации всё легче становится получить доступ к молодым людям, система ценностей которых лишь формируется. Безработица среди молодёжи в Западной Африке – одна из самых высоких в мире, поэтому для многих вооружённая борьба становится вынужденной альтернативой к нищенскому существованию или бунту на площади. И при этом молодых людей, которые считают, что им нечего терять, не смущает перспектива быть убитыми – они просто не успели увидеть настоящей жизни.






















































































