ЕС не продлил эмбарго, но поставлять оружие в Сирию пока не будет

На совещании глав МИД 27 стран Европейского союза в понедельник министры не смогли договориться о продлении эмбарго на поставку вооружений в Сирию. Такое решение может коренным образом изменить ход гражданской войны.

После заседания Совета Европейского союза под председательством верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, которое затянулось почти до ночи, глава МИД Великобритании Уильям Хейг признался журналистам, что доволен его итогами. Повод для радости у него действительно имеется: Великобритания уже сейчас поставляет повстанцам нелетальные вооружения (бронежилеты, медикаменты, бронетранспортёры), а вчера министры 27 стран-членов Евросоюза не смогли согласовать условия продления эмбарго на поставку оружия в Сирию – это означает, что уже 1 июня оно потеряет силу. Встреча закончилась принятием декларации, в которой уточняются условия возможных поставок.

В декларации, в частности, указывается, что "оружие, которое может быть использовано для внутренних репрессий, должно быть использовано Национальной коалицией революционных и оппозиционных сил для защиты мирного населения". Уточняется также механизм поставок: согласно документу, каждый случай должен рассматриваться в отдельном порядке, а сами поставщики обязаны следить за тем, чтобы оружие не попало не в те руки, в необходимом объёме собирая достоверную информацию о конечном получателе поставок".

В итоговой части документа, который занимает всего одну страницу, указывается, что "на этом этапе стороны не намереваются осуществлять поставки, оговоренные выше". Отмечается также, что Совет "вернётся к обсуждению этой проблемы 1 августа на базе доклада верховного представителя после консультаций с генеральным секретарём ООН и принимая во внимание развитие российско-американской инициативы".

Очевидно, речь идёт об инициированной Россией и США Женевской конференции, на которой предполагается усадить за стол переговоров оппозиционеров и представителей Башара Асада. Впрочем, хотя обе стороны дали своё предварительное согласие, никто, похоже, не считает, что на конференции удастся добиться каких-то серьёзных успехов. Тем не менее заранее отвергать такую возможность страны Евросоюза не могут, поэтому было решено взять паузу.

Фон, сопровождавший совещание, сложно назвать позитивным. Буквально на днях лидер ливанской "Хезболлы" Хассан Насралла открыто сообщил о вмешательстве его организации в конфликт. А верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай назвала происходящее в Сирии "настоящим кошмаром", констатировав, что гражданская война в Сирии уже привела к "гуманитарной и социальной катастрофе". Свои слова она подкрепила сведениями, подтверждающими несоразмерное применение силы войсками Башара Асада, в частности, удары по жилым районам, школам и больницам. При этом комиссар обратилась к Совету Безопасности с призывом воздержаться от прямого вмешательства силы в Сирии — вместо этого она предлагает привлечь руководство страны к ответственности через международный Гаагский трибунал.

Ещё одна новость пришла уже непосредственно из Сирии: с неожиданным визитом туда прибыл Джон Маккейн. Видный член сенатского комитета по международным делам и бывший кандидат в президенты в сопровождении двух охранников пробыл на сирийской земле около часа, успев встретиться с одним из командиров Свободной армии Сирии (САС). С другим командиром Маккейн встретился на юге соседней Турции, в городе Газиантеп. Вообще встреча с повстанцами в рамках большого ближневосточного турне Маккейна предполагалась более масштабной, однако, из-за контрнаступления правительственных войск при поддержке ливанской "Хезболлы" под Эль-Кусейром многие командиры не смогли оставить фронт, чтобы встретиться с высоким гостем.

Маккейна, который является одним из наиболее активных сторонников вооружённого вмешательства в сирийский конфликт, можно по праву назвать буревестником – его прошлый визит в горячую точку, которой в 2011 году была Ливия, произошёл накануне операции "Рассвет. Одиссея", которая закончилась свержением режима Каддафи и его убийством.

Впрочем, в области подобных визитов Джон Маккейн не является первопроходцем. В 1979 году, сразу после вторжения СССР в Афганистан, советник президента Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский посетил Пакистан, где встретился с лидерами моджахедов, которым пообещал, что однажды они вернутся на афганскую землю. "Ваше дело правое, Бог на вашей стороне", — заявил советник президента, указывая пальцем на небо. Этот визит стал прологом к "Циклону" – самой дорогостоящей военной операции ЦРУ, в результате которой на поставки оружия моджахедам было потрачено более 6 миллиардов долларов.

История развивается циклично. Моджахеды действительно вернулись на свою землю, однако последствия операции "Циклон" оказались куда более масштабными, чем, возможно, планировал Бжезинский: не выдержавший экономического бремени Советский Союз распался, спровоцировав волну насилия в бывших республиках. Оставшиеся без дела вооружённые боевики наводнили индийский Кашмир, а в самом Афганистане после четырёхлетней гражданской войны установилось исламское государство (запрещена в РФ), ставшее прибежищем для "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы". Теракты 11 сентября 2001 года стали бумерангом, которым вернулась операция "Циклон". Возможно, те поставки оружия, которые могут начаться уже этим летом, точно так же аукнутся нынешним поставщикам лет через двадцать. Если только не раньше.