Обвинив в долговом кризисе правительство Шрёдера, который был избран на пост канцлера после победы Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Ангела Меркель убила сразу двух зайцев: сняла с себя ответственность за экономические проблемы, с которыми Германия столкнулась в последние два года, и переложила вину на своих главных оппонентов. Впрочем, судя по опросам, на всеобщих выборах, которые пройдут 22 сентября, за Христианско-демократический союз (ХДС), который возглавляет Меркель, и так готовы проголосовать около 43% избирателей, в то время как за СДПГ может получить лишь 22% голосов. Еще 11% поддерживают партию зеленых, а 5% будут голосовать за Партию свободных демократов (ПСД), которая является сторонником ХДС по коалиции. Таким образом, канцлеру и так удастся обеспечить себе победу, если она, конечно, не будет делать резких заявлений, способных отпугнуть избирателей.
Нужно заметить, что тему кризиса в еврозоне подняла не Меркель, а ее главный соперник на пост канцлера Пер Штайнбрюк, который регулярно выступает с критикой действий правительства, допустившего нынешнее положение дел. В частности, Штайнбрюк раскритиковал политику бюджетной экономии, которая, по его мнению, "подтолкнула страны Южной Европы по нисходящей спирали". По мнению кандидата от СДПГ, Германия должна принимать более активное участие в урегулировании долгового кризиса, чтобы не допустить выхода Греции из еврозоны и предотвратить ее дальнейший распад.
Меркель отвечала на подобные выпады и ранее. "Нам не нужно, чтобы люди, которые сами же и приняли Грецию в еврозону, указывали, что у нас теперь из-за Греции большие проблемы", — заявила канцлер. Однако в недавнем выступлении она раскрыла тему, отметив, что, дав согласие на вступление Греции, Шрёдер ослабил Пакт о стабильности, совершив, таким образом, фундаментальную ошибку. Критика, с которой Меркель обрушилась на социал-демократов, частично объясняется требованиями последних "внести более существенный взгляд в стабилизацию экономической ситуации в Европе" – и это притом, что Германия и так является главным локомотивом, который держит европейскую экономику на плаву.
Многие эксперты считают, что одной из "более существенных" мер могло бы стать списание части греческого долга, который в настоящее время рефинансируется за счет финансовой поддержки ЕС и МВФ, однако сама Меркель категорически опровергает такую возможность. "Я все время удивляюсь, с какой легкостью об этом говорят, — заметила она в середине августа в ответ на вопрос о списании задолженности, — Такие действия могут вызвать неуверенность во многих частях Европы". Канцлер также призвала европейцев придерживаться достигнутого плана восстановления экономики, вместо того, чтобы заниматься спекуляциями. Ее слова подтверждаются статистикой за второй квартал 2013 года, согласно которой экономика еврозоны впервые показала рост на 0,3%, завершив, таким образом, период рецессии, длившейся более полутора лет. При этом экономика Германии выросла на 0,3%, а в Греции продолжается спад – за тот же второй квартал ее экономика сократилась на 4,6%. Помимо Греции отрицательный рост показали Кипр, экономика которого сократилась на 1,4%, а также Испания, Португалия, Италия и Нидерланды, где сокращения составили не более трех десятых долей процента.
Экономический аспект – не единственный повод, по которому Меркель подвергается критике. Так, недавно оппозицию возмутила ее встреча с избирателями, которая состоялась вскоре посещения бывшего концентрационного лагеря Дахау, в котором сейчас располагается мемориальный комплекс. Однако тогда на защиту канцлера встали пригласившие ее бывшие узники, а также руководители еврейских общин Германии, указавшие на то, что Меркель стала первым главой ФРГ, посетившим Дахау, а встречи с избирателями она имеет проводить где и когда угодно, так как в стране вовсю идет политическая борьба.









































































