За три недели до всеобщих выборов в Германии прошли единственные теледебаты между главными соперниками на пост канцлера: Ангелой Меркель, представляющей правящий Христианско-демократический союз и главой социал-демократов Пеером Штайнбрюком. Однозначного победителя дебаты не выявили.

В первый день осени четыре немецких телеканала, множество радиостанций и интернет-изданий были заняты трансляцией дебатов между кандидатами на пост канцлера от Христианско-демократического союза (ХДС) и Социал-демократической партией Германии (СДПГ). ХДС представляла действующий канцлер ФРГ Ангела Меркель, а СДПГ — Пеер Штайнбрюк, который в 2002-2005 годах занимал должность министра финансов в ее правительстве. Широкое освещение в средствах массовой информации привело к тому, что дебаты посмотрели более 15 миллионов человек или четверть населения Германии.

За время дебатов кандидаты успели обсудить практически все важные события как в Германии, так и на международной арене: от замедления экономического роста до ситуации в Греции и от откровений Эдварда Сноудена до вмешательства Германии в сирийскую гражданскую войну. Позиция по последнему вопросу оказалась единственным пунктом, по которому кандидаты полностью согласились: и Меркель, и Штайнбрюк считают, что Германии не стоит принимать участие в сирийском конфликте без мандата ООН, ЕС или НАТО. По остальным вопросам их мнения оказались диаметрально противоположными.

Так, комментируя долговой кризис в Греции, Штайнбрюк упрекнул правительство Меркель, которая занимает пост канцлера уже восемь лет, в недостаточной решимости. Та парировала выпад, заявив, что на момент вступления в еврозону, которое произошло во время правления социал-демократов в 2001 году, Греция уже не удовлетворяла европейским критериям. По словам Меркель, для преодоления кризиса нужно "не проявлять фальшивую солидарность, а побудить Афины к подлинным реформам", чем и занимается ее правительство.

Поскольку большая часть дискуссии протекала вокруг вопросов внутренней политики, Штайнбрюк сходу назвал последние четыре года канцлерства Меркель "застоем", упрекнув ее в том, что государственный долг Германии увеличился на 20%, а уровень зарплат, благодаря так называемым коллективным договорам, остается рекордно низким. В ответ канцлер напомнила, что последние четыре года стали для мировой экономики исключительно тяжелыми, отметив, что коллективные договоры заключает не государство, а работодатели, и что уровень безработицы в Германии – один из самых низких в Европе, в течение последних двух лет он стабильно держится в пределах 7%.

Дебаты не определили явного победителя: 44% зрителей считают, что победа осталась за Меркель, 43% — что верх удалось одержать ее сопернику. Согласно опросу журнала Spiegel, более убедительным, аргументированным и понятным большинству зрителей показался Штайнбрюк, в то время как более честным кандидатом, причем, с большим отрывом, стала Меркель. В целом, Штайнбрюк сумел завоевать симпатии тех, кто еще не определился с выбором, однако, по мнению наблюдателей, он выступил недостаточно убедительно для того, чтобы перехватить пальму первенства у действующего канцлера.

Дебаты несколько разнообразил казус с черно-золотисто-красным ожерельем Ангелы Меркель, которое она надела не на ту сторону. Этот факт привлек внимание телезрителей, а уже через 15 минут у украшения появился собственный микроблог в Twitter. "Она носит меня неправильно! Я не Бельгия", — гласит первый пост, немало позабавивший интернет-пользователей, так как красно-золотисто-черная последовательность действительно соответствует флагу Бельгии. По ходу дискуссии ожерелье жалуется, что ему скучно, а также на то, что Штайнбрюк постоянно на него косится. После дебатов в микроблоге продолжают появляться сообщения – сейчас на него подписано уже более шести тысяч человек.

Всеобщие выборы в Германии пройдут 22 сентября и определят состав правительства на ближайшие четыре года. В случае победы ХДС Ангела Меркель займет пост канцлера в третий раз. Согласно опросам, рейтинг ее партии по-прежнему остается на уровне 40%, в то время как за СДПГ готовы проголосовать 24% избирателей. Еще на 11% может рассчитывать партия Зеленых, с которыми могут создать коалицию Социал-демократы. Во время дебатов Меркель заявила, что в случае победы ХДС, как и раньше, образует коалицию со Свободной демократической партией, которая может получить 5,5% голосов. Это и должно обеспечить ей возможность во второй раз сформировать "чёрно-жёлтую" коалицию (именно эти цвета ассоциируются с ХДС и Свободными демократами). Таким образом, каких-либо сюрпризов от выборов в нижнюю палату немецкого парламента в этом году ожидать не приходится.