Ростовская область недавно вспоминала события 50-летней давности. 2 июня 1962 года в городе Новочеркасске во время стихийного митинга расстреляли рабочих. По официальным данным, погибли 26 человек, хотя историки утверждают, что жертв, возможно, и больше. После рассекречивания фактов новочеркасских событий выяснилось, что часть документов, способных восстановить историю, попросту пропала.
Спортсменку, комсомолку и просто красавицу — 15-летнюю Валю к многотысячному шествию привел ее земляк. Девушка вышла на улицу после тренировки и собиралась домой, а тут — дружные ряды новочеркассцев, песни, выкрики, плакаты и чья-то сильная рука. А ей этот митинг показался занятием интересным. Когда начали стрелять — бросилась прочь. Только правую ногу — вспоминает теперь Валентина Геннадьевна — ужалило и будто оторвало. Потеряла сознание, очнулась: лицо хирурга и бряцанье метала о метал, достали пулю.
"Это полностью повлияло на мою дальнейшую жизнь. Ни учиться, ни работать я уже не могла устроиться. Нас же заставляли все скрывать. А на любой медкомиссии видели: огнестрельное ранение", — вспоминает участница новочеркасских событий 2 июня 1962 года Валентина Кобелева.
50 лет назад эта трагедия началась с протеста рабочих в сталелитейном цехе Новочеркасского электровозостроительного завода. Накануне они узнали сразу две плохие новости: советское правительство подняло цены на мясо и молоко, а руководство предприятия снизило расценки на заводскую продукцию. А значит, чтобы получать хотя бы прежнюю зарплату, нужно было трудиться значительно больше.
Собрание возмущенных разрослось и вышло за пределы НЭВЗа. Безоружных людей, жаждущих общения с властью, по пути к центральной площади Новочеркасска встретили сначала танки, но пропустили, затем — уже у здания Горкома — шеренги вооруженных солдат. После первых — холостых выстрелов — последовали боевые. В безоружных людей целились почти в упор. Впрочем, уверяют участники той демонстрации, пули сыпались со всех сторон.
Все это своими глазами видел Валентин Бондаренко. Сегодня за красивым строем кадетов его почти не видно. Так и 50 лет назад, признается Валентин Григорьевич, старался быть незаметным.
"Я не подходил близко. Выстрелы гремели, и с деревьев сыпались ребята, а здесь — где камень сейчас — девчонка и пацан убитые лежали. Ну, я дитя на руки схватил и убежал...", — вспоминает очевидец новочеркасских событий 2 июня 1962 года Валентин Бондаренко.
Погибли 26 мирных горожан. Еще 87 были ранены — треть из них навсегда остались инвалидами. К мемориалу "Камень-на-крови" утром 2 июня приехал губернатор Василий Голубев. Розы, гвоздики и правдивые слова: это слишком горький и слишком красноречивый пример жестокости и нецивилизованности власть имущих.
"Это урок для власти — какой бы она ни была — что людей нужно слушать и слышать. И любая политика — она для людей. Эта трагедия навсегда останется в истории России, Ростовской области и самого Новочеркасска", — подчеркнул губернатор Ростовской области Василий Голубев.
А накануне годовщины трагической даты — 1 июня — в донской столице за круглым столом, который назвали "Новочеркасская трагедия: история и современность", общались представители профсоюзов области, рабочие и чиновники. Это был прямой и острый диалог. В итоге пришли к грустным выводам: проблемы 50-летней давности сегодня по-прежнему актуальны. Неумение работодателя общаться с людьми, потеря уважения к власти, экономические трудности. А среди бед новой России — своеволие частных собственников предприятий.
Владимир Губский — электромонтер Новочеркасского завода синтетических продуктов — говорит, что со своими коллегами готов хоть завтра идти на митинг с плакатами: "Высокую зарплату", "Достойную жизнь". Но надеется достучаться до всех уровней власти на этой конференции. Тем более, что в президиуме — депутат Государственной думы Андрей Исаев, который пообещал помочь.
"Нужно садиться за стол переговоров, как бы тяжелы эти переговоры не были. Лучше плохие переговоры, чем хороший расстрел. Я думаю, власть российская должна усвоить это на всю жизнь", — подчеркнул депутат Андрей Исаев.
На круглом столе вынесли предложение сделать дату 2 июня общероссийским Днем решения социальных вопросов. Решения мирного — без выстрелов.