Иностранные архитекторы помогут сделать окраины Москвы лучше

"Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству" — писал Владимир Гиляровский еще в начале прошлого века. Тогдашние окраины теперь скорее относятся к центру. А о развитии новой городской периферии теперь говорят не литераторы, а участники Московского урбанистического форума.

В этом году форум соберет около двух тысяч участников. Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что столица в последнее время отказалась от многих проектов в пользу развития промзон и окраинных районов, ведь именно там живет большинство москвичей. "Это не просто спальные районы. Это то место, где люди проводят большую часть жизни. И мы должны сделать все, чтобы они чувствовали в этих районах себя комфортно", — говорит мэр Москвы Сергей Собянин.

Сразу после открытия форума его главные звезды — лучшие архитекторы мира — хорошенько утеплились и отправились в спальные районы, чтобы узнать, что же это такое — настоящий московский урбан.

Капотня — район Москвы, куда не приезжают с экскурсиями иностранцы, и о котором предпочитают не вспоминать москвичи. Профессор урбанистики Марчело Бальбо с интересом всматривается в квартал, где все так не похоже на его родную Венецию.

"Первое что необходимо сделать, это наладить хорошую связь с городом, с Москвой. И второе — создать здесь центр. Сейчас центр — вот эта площадь с одним единственным продуктовым магазином. Нужно создать место с новыми функциями и новыми зданиями", — считает профессор урбанистики в архитектурном институте Венеции Марчелло Бальбо.

Сюда ведет одна дорога, с одной стороны река, с другой - МКАД, с третьей — нефтеперерабатывающий завод. Здесь самое дешевое жилье в столице, но итальянский профессор, ступая в дорожную грязь уверен — не все потеряно. "Этот район нужно сделать более зримым, более узнаваемым. Парки могли бы стать местом притяжения. Не уверен, но даже индустриальную часть могла бы быть привлекательной после переделки. Нет альтернативы выселить отсюда завод или людей", — сказал профессор.

Полуостров "ЗиЛ" — промзона практически в центре города. Майкл Кит по-британски стильно прикидывает как можно сделать ее не столько жилой, сколько живой. "Люди называют такие пространства постиндустриальным шиком, здесь большой потенциал. Потому что здесь прекрасный берег реки. Очень простые линии зданий", — говорит содиректор программы оксфордского университета о городах будущего Майкл Кит.

Московские архитекторы оказались в авангарде мирового тренда. Судя по этому проекту, будущий полуостров "ЗиЛ" станет местом, каким его уже сейчас видят урбанисты. С большой пешеходной набережной, культурными и спортивными объектами.

"Стоит подумать о невысокой архитектурной застройке, с большим количеством зелени. Чтобы был прекрасный вид, здесь есть река. Немного воображения архитектора, и все будет отлично", — сказал Кит.

Экс-мэр колумбийской столицы Энрике Пеньялоса фотографирует столичные пробки и недоумевает. Почему дороги принадлежат только машинам?! "Нечестно заставлять людей пользоваться только метро. В Москве сотни километров дорог, на которых нет автобусов, особенно на больших дорогах. Мэр Собянин сказал, что в Москве около 175 километров выделенных полос для общественного транспорта и будет еще 200. Мне кажется, что на каждой дороге этого города должна быть выделенная полоса для общественного транспорта. Людям должно быть комфортно ездить на наземном транспорте", — считает Пеньялоса.

В Боготе Пеньялоса создал одну из лучших транспортных систем в мире — Трансмиленио — смесь метро и автобусного движения. Сотни километров выделенных даже не полос, а дорог связали самые нищие кварталы с самыми богатыми. Лучшим мировым опытом создания комфортных городов урбанисты делятся в эти дни в Манеже. И не исключено, что совсем скоро слова "Москва — лучший город земли" будут не просто слоганом.