В Москве открылась выставка "Боль"


Фото: Мария Темнова


Фото: Мария Темнова


Фото: Мария Темнова


Фото: Мария Темнова


Фото: Мария Темнова

Так вышло, что 7 ноября (запомнившийся "рожденным в СССР" как день Великой октябрьской социалистической революции) ознаменовался сразу двумя событиями. Сначала журналистам объявили о создании целого музейного комплекса, посвященного истории СССР. А спустя несколько часов в храме во имя святого Иоанна Богослова, что под Вязом, состоялась панихида об упокоении жертв красного террора, безвинно за веру и Отечество пострадавших.

Этой помянной службой открылась фотовыставка "БОЛЬ. Незалеченные раны храма апостола Иоанна Богослова", устроенная в церковных руинах. Вернее в том месте, где он когда-то был, (до его уничтожения теми, кто торжественно отмечает 7 ноября), и где мог он бы быть сегодня при возможности его отреставрировать. Удивительный памятник русской культуры — храм святого Иоанна Богослова на Новой площади — до сих пор ждет исцеления и помощи.

Пока же здесь, в самом сердце Москвы, в политическом центре России, в древнем Китай-городе, в ста метрах от Лубянской площади следы революции видны как на ладони. Это фрески, вплоть до настоящего времени спрятанные от всеобщего обозрения межэтажными перекрытиями, сооруженными в церкви в ранние советские годы. Росписи, несущие на себе страшную печать антирелигиозной борьбы и революционного террора. Богородица с выколотыми глазами и выбитыми губами. Ангелы с изувеченными ликами. Сбитые богоборцами кресты на лепнине, затертые иконы…

Все это следы "уродства опустившийся человеческой натуры", — рассказал совершивший панихиду ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумен Петр (Еремеев). – "Мы не решились представить другие фотографии, у нас только образы Богоматери, лишенной глаз, да цитаты. Нам трудно представить себе, что тогда происходило – целые города вырезались большевиками. Эта дата – повод задуматься о тех далеких временах".

Сорвав все покровы с революционного времени, выставка "БОЛЬ" стала жестоким, но, безусловно, впечатляющим памятником той эпохи. Ведь чтобы залечить рану, ее надо обнаружить, вскрыть, вычистить.