В Кольском заливе затоплено около 300 объектов, загрязняющих воду

В Кольском заливе затоплено около 300 объектов, загрязняющих воду
Правительство Мурманской области подготовило обращение к федеральным властям с просьбой включить в целевую программу "Ликвидация накопленного ущерба" предложения по очистке побережья Баренцева моря от брошенных и затопленных судов.

Правительство Мурманской области подготовило обращение к федеральным властям с просьбой включить в целевую программу "Ликвидация накопленного ущерба" предложения по очистке побережья Баренцева моря от брошенных и затопленных судов. По расчётам специалистов в Кольском заливе затоплено около 300 объектов, они загрязняют воду и создают опасность для судоходства. Как эти объекты влияют на экологию 57-километрового залива с высотой прилива до 4 метров?

Заместитель председателя областного комитета по промышленности, экологии и природопользованию Алексей Смирнов ответил: "Не все эти объекты являются безопасными, просто металлическими конструкциями, некоторые наверняка содержат остатки нефтепродуктов и других опасных веществ, которые постепенно, при разрушении поступают в воду. В 2007 и 2008 году наш комитет проводил работы по определению источников негативного воздействия на водную среду Кольского залива, и результаты работы показали, что в местах нахождения затопленных объектов повышенный фон вредных веществ".

Объекты, которые вызывают беспокойство экологов не интересны ни металлистам-артельщикам, ни организациям, зарабатывающим на продаже лома. Причина проста: их подъём даже с небольшой глубины нерентабелен. Алексей Смирнов продолжил: "Большое количество объектов в береговой полосе Кольского залива было ликвидировано, то, что было доступно. В первую очередь, был снят цветной металл, в последствие и черный металл. То, что лежит на дне акватории требует, как правило, больших финансовых затрат. Чаще всего детальное исследование или расчёты могут показать, будет ли эффективен подъём того или иного объекта. В большинстве случаев это, конечно, будет неэффективно".

Поэтому на генеральную уборку Кольского залива подрядить частных инвесторов нереально, разве что пустить слух, мол трюмы одного из утонувших кораблей набиты платиной на 3 миллиардов долларов, как в случае с потопленным в 1942 году британским судном "Порт Николсон". Говорят, искатель сокровищ Грег Брукс всё-таки его нашёл в районе североамериканского побережья. К сожалению, глубины Кольского залива в отличие от побережья штата Массачусетс скорей всего не таят сокровищ. Ценных для истории артефактов, вероятно, там тоже не найти. За этим археологам лучше отправиться на Терский берег или даже Шпицберген. По крайней мере, так полагает известный мурманский краевед Михаил Орешета: "Были в гостях ребята из Норвегии, которые побывали на Шпицбергене, искали там русские следы. Там есть старинный поморский коч, который замыло песком, торчат одни шпангоуты. Норвежцы сейчас думают, что делать: то ли так оставить, то ли покопаться. Аналогичные шпангоуты торчат на Терском берегу, есть одно местечко, тоже песком замыты. А в Кольском заливе вряд ли, конечно. Даже на больших глубинах вряд ли в такой среде что-то сохранилось".

Таким образом, накопившийся в Кольском заливе металлолом ни сулит ни денег, ни сенсационных исторических находок — одни проблемы. История вопроса восходит к 1997 году, ещё тогда областной администрацией было принято постановление о разработке программы по очистке Кольского берега, только вот заняться уборкой всерьёз не позволяет законодательство, поясняет Алексей Смирнов: "Наше законодательство не позволяет напрямую решать этот вопрос. Очень много сложностей. Полномочия по Кольскому заливу относятся к федеральному уровню, поэтому регион не может использовать свои средства на проведение таких работ".

Так что, обращение областного правительства с просьбой включить очистку Кольского залива в федеральную программу "Ликвидация накопленного ущерба", даёт нам шанс наконец продвинуться в решении этой проблемы.