Роскошный новодел

14 февраля один из самых роскошных новоделов в центре столицы гостеприимно распахнул свои двери. Гостиница "Москва". От нее, по сути, ничего не осталось. Здание, с которым было связано невероятно много, превратится в банальный сетевой отель и помпезный памятник эпохе Юрия Лужкова.

Москва зажгла свои огни. Сиреневые, неоновые. И в этих огнях засверкали стекло, металл и 30 тысяч квадратных метров гламура. Это громко анонсировали, как открытие первой очереди воссозданной легендарной гостиницы. Предваряли строчкой из Бальмонта – "Вижу старую Москву в молодом уборе". Убор получился ультра-модерновым от американского дизайнерского бюро. А пред очами посетителей явились кафе, два универмага и великое множество бутиков.

"В центре не секрет, что очень большая люксовая напряженность, безумные цены. А у нас — для поклонников галерей такого рационального шопинга, когда нужно можно, но недорого и очень качественно одеться. Мы, наконец, открылись, я думаю, это событие, которого ждали многие москвичи без малого десять лет", — говорит руководитель управления фирмы-застройщика Наталья Божко.

Безусловно, ждали. Но, мягко говоря, другого. Вместо одного из главных архитектурных символов сталинской эпохи столица получила еще один лужковский новодел. Бывший мэр никогда не считал гостиницу "Москва" памятником архитектуры, поэтому со спокойной душой отправил ее под нож.

Снос и последующее строительство сопровождались громкими скандалами. Пропадали десятки миллионов долларов, несколько раз менялись владельцы. А когда, наконец, со здания сняли леса, многим показалось — похоже. Но историки и архитекторы тут же констатировали — муляж.

"В действительности оригинал уничтожен. И обсуждать градус сходства — само по себе нелепо. Если бы это была реставрация, мы бы могли задать себе такой вопрос: похоже или не похоже? На что? На научную правду или на подлинный замысел автора? А здесь мы спрашиваем: качественно или некачественно современный архитектор нарисовал, а современный строитель построил? Вопрос в том, что уничтожен оригинал", — рассуждает координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.

Старая "Москва" с самого начала была уникальной. Первая пролетарская гостиница. И один из первых проектов в стиле, который потом назовут "сталинский ампир". Автором лично Сталин назначил академика Щусева, который до этого проектировал мавзолей, и следил за каждым шагом. Рассказывают, однажды, визируя чертежи, он по ошибке расписался сразу на двух. Так фасад "Москвы" приобрел свою знаменитую асимметричность.

Для советской гостиницы буквально все разрабатывали специально. Мебель собирали в мастерских Ленинградской судоверфи, ткань специально заказали на фабриках "Шелкотреста". Свой, авторский, дизайн был и у сантехники, и даже у дверных ручек. Сюда водили целые экскурсии, а вот селили лишь элиту и депутатов съездов.

В войну на крыше "Москвы" стояли пулеметы и зенитки. Охраняли северную часть Кремля. В гостинице останавливался генералитет. А между командировками на фронт бывали Зощенко, Симонов, Утесов, Райкин. Аркадий Исаакович, практически жил здесь до конца 60-х годов. И только сюда селили иностранных знаменитостей.

Эти стены помнили много историй. В 1942-м здесь на лестнице разбился белорусский поэт Янка Купала. Поговаривали, неслучайно. Во время сноса белорусы все-таки добились. Им отдали дверь номера, где жил поэт, и ту роковую ступень. А вот из разрушенного ресторана "Огни Москвы" пропало почти все. Огромный — 900 квадратных метров, со знаменитыми малахитовыми колоннами, лепниной и живописным плафоном мастера Лансере над головой. Свидетели советского величия исчезли вместе с эпохой.

Был у гостиницы "Москва" и свой небольшой музей, где хранились подарки от благодарных постояльцев как известных, так и не очень. Вот, например, ваза от экипажа Противоракетного крейсера "Москва". И это, практически все, что осталось от тех подарков. А говорят, их было очень много. Где все остальное, история разрушения гостиницы умалчивает.

То, что не успели растащить по дачам и особнякам, сохранил Музей архитектуры. Нам показали несколько люстр из фойе, скрученные в рулон картины Машкова, и потолочные барельефы, по которым можно изучать архитектуру 30-х годов.

"Мы рассчитывали, что при реконструкции будет восстановлен интерьер, и тогда мы бы с удовольствием все вернули эти плафоны, чтобы они встали на свое место. Но у нас их не просили. Наверное, места не нашлось теперь им там", — рассуждает заместитель директора по научной работе Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Ирина Чепкунова.

Вписать старинные вещи в торговые ряды и не пытались, — признаются в фирме-застройщике. Они появились там, где раньше был внутренний двор. Нам показывают другую — офисную часть "Москвы", там тоже все по-новому. А вот в гостиничном крыле, которое еще строится, какой-то шанс еще есть.

"Безусловно, это историческое здание. Безусловно, мы это понимаем. Поэтому обязательно будут сохранены и восстановлены элементы. И обязательно, возможно, мы сделаем какой-нибудь номер тех лет, с той обстановкой. То есть какую-то памятную комнату", — говорит руководитель управления фирмы-застройщика Наталья Божко.

Пока это еще мало похоже на гостиницу. Но, как утверждают, всего лишь через год здесь будет новый отель "Москва". Но уже не индивидуальный, а сетевой, построенный по канадскому проекту. Пятизвездочный, люксовый. Но всего лишь — один из нескольких десятков похожих отелей, расположенных по всему миру.

Судя по другим отелям сети, новая "Москва" может выглядеть так. Может быть чуть иначе. В любом случае — разброс небольшой: интерьер — от шоколадных тонов до дизайна техники — диктует заказчик.

Поэтому защитники исторического наследия подозревают, что от старой гостиницы останется только название и вид на башни Кремля.

"Остается только уповать на этику архитекторов. К нынешним хозяевам, которые уже не первые на этой площадке, вопросов не остается. Это история лужковской эпохи, очень красноречивая", — говорит Рустам Рахматуллин.

Вместе с гостиницей здесь обещают подземный паркинг на 717 машин и многозальный кинотеатр. То есть все для развлечения и комфорта. Об исторической Москве речь уже не идет.