Владимир Путин провёл встречу с руководством Северной Осетии. Обсуждали тему будущих пенсий для многодетных матерей, вопросы поддержки сельского хозяйства и медицины. Кроме чиновников и главы республики, в разговоре участвовали и рядовые жители региона.

Владимир Путин провёл встречу с руководством Северной Осетии. Обсуждали тему будущих пенсий для многодетных матерей, вопросы поддержки сельского хозяйства и медицины. Кроме чиновников и главы республики, в разговоре участвовали и рядовые жители региона.

Как сказал Владимир Путин в самом начале, о том? как обстоят дела в республике, он хотел услышать от обычных людей, которые, что называется, живут на земле: какие они видят проблемы, какие варианты решений, как власть взаимодействует с людьми. И потому помимо президента Осетии за столом в резиденции главы государства сидели врач, многодетная мать, директор завода, глава центра реабилитации инвалидов, хозяйка агрохолдинга и многодетная мать. Впрочем, и сам Теймураз Мамсуров говорил больше не о достижениях, как часто бывает у высоких чиновников, а как раз о том, что его беспокоит, как жителя Осетии.

"Есть тяжелые позиции, — сообщил глава республики. — Это может быть наш фон такой южный. На первый взгляд сильно раздражают большие отставания в цифрах от общероссийских показаний. Это и денежные доходы населения, и это уровень безработицы, и многие другие позиции. Мы над ними работаем".

Лариса Бекузарова — как раз одна из тех, кто создает новые рабочие места. Ее агропромышленный холдинг постоянно растет. Впрочем, без господдержки, без участия в нацпроекте по развитию АПК, вряд ли рискнула бы завезти в Осетию уникальную французскую породу дойных коров. Оказалось, что предгорья большого Кавказа ничем не хуже альпийских, и поголовье выросло с 300 до 1200. Уже делают сыр не хуже французского, а теперь будут развивать агротуризм.

"Это как? Расскажите, пожалуйста", — попросил президент.

"Наши дети отвыкли от того, что они видят корову. Не знают, откуда берется молоко, — отметила генеральный директор агропромышленного холдинга "Мастер-Прайм. Березка" Лариса Бекузарова. – Вот, приехали люди городские, привезли своих детей. Они поселяются в домик коттеджный. Каждый дворик имеет корову. Мы научим их – как подоить корову. Ребеночек опустит руку в парное молоко. Он никогда уже плохим не будет".

Много на встрече говорили о здравоохранении. Главврач Северокавказского многопрофильного медицинского центра рассказывал, как идет программа модернизации, как закупают новое оборудование, как сам центр стал таким уникальным местом, где обмениваются опытом врачи всего Северного Кавказа. А еще с гордостью рассказал, что у него хирурги получают больше главврача и других начальников.

"Сколько он у вас получает?" – спросил Владимир Путин.

"Он может получить 150 тысяч в месяц, — ответил главный врач ФГБУ "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Александр Реутов. — То есть люди, действительно, работают. По 3-4 операции в день. Пашут, квалифицированно работают. Поэтому не стыдно такие деньги получать".

"Это уникальная работа, — согласился президент. — Как бы часто такие операции не проводились, все равно каждая операция подобного рода уникальна".

Руководитель другого центра — реабилитации инвалидов — Жанна Цаллагова сразу уточнила, что слово "инвалид" не любит. Она оказалась в коляске в 22 года, но вышла замуж, родила дочь, смогла убедить чиновников, что республике нужен центр, где люди с ограниченными возможностями будут тренироваться. Это благодаря ей в Осетии возникает то, что называют безбарьерной средой.

"Вот, например, я сама объезжаю город. И сама лично проверяю все пандусы, — рассказала директор государственного учреждения "Центр реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата" Жанна Цаллагова. — И если пандус строится под выше, чем 11 градусов, я его просто бракую. Это не пандус. Пандус должен не превышать 11 градусов. Я должна самостоятельно все увидеть. Мне не нужна помощь — я должна самостоятельно подняться".

"Вот вы сейчас говорите, и поблагодарили нас, меня, в частности, за то, что кое-что делается в этой сфере, в сфере поддержки людей с ограниченными возможностями. Я сижу и поймал себя на мысли, что мне очень стыдно за то, что у нас здесь, вот в этих служебных помещениях, такой безбарьерной среды пока не создано, — признался глава государства. — Начинать всегда нужно с себя".

Многодетная мама Альбина Дзоблаева рассказала Владимиру Путину, что вообще, конечно, такие семьи, как ее, поддержку государства ощущают. Помогают и материально, и ее семье, например, машину купили. Однако она сама не работает — все-таки 9 детей. И таких матерей немало. Пенсию они вряд ли будут получать нормальную, раз в трудовой книжке почти нет записей. Но так ведь воспитание детей — тоже труд и еще какой непростой.

Путин согласился, что стаж многодетных родителей – это, правда, серьезный вопрос, и обещал подумать, как эту ситуацию изменить.