В Венеции стартует Мостра — Международный кинофестиваль, который в этом году отмечает свое 80-летие. В основном конкурсе смотра представлены 18 картин. На "Золотого льва" претендуют ленты Пола Томаса Андерсона "Мастер" и фильм "К чуду" Терренса Малика.
На острове Лидо, где стартует 69-й Венецианский кинофестиваль, фильмы будут не только показывать, но и продавать. Собственно, продюсеры и прокатчики делали это и раньше, но неформально — на вечеринке или за чашечкой кофе. В этом году для ведения деловых переговоров появилась отдельная площадка – "Кинорынок", который в Венеции устраивают впервые, и 120 дистрибьюторов разместили на нем свои стенды.
Кинокритик Антон Долин отмечает: "Венецианский кинофестиваль совпадает с Торонтским , а это крупнейший американский кинорынок. Все, кто хочет продавать свои фильмы и покупать чужие, едут туда, то есть, конкурировать бесполезно. Показывают 50 премьер , конечно, в зале сидит тот, у кого есть деньги, и он хочет купить фильм для показа в своей стране".
Впрочем, по слухам, режиссер Пол Томас Андерсон рассчитывает успеть на оба смотра. 1 сентября он покажет в Венеции свой новый фильм "Мастер", после чего повезет ленту в Торонто – "торговать", как говорит Антон Долин. "Мастера" уже называют основным претендентом на ближайший "Оскар", а вот на "Золотого льва" американца, лауреата Берлинале-1999, могли и не номинировать. Его включили в программу, потом исключили – искали проектор, чтобы "Мастера" показать: фильм снят на 65-миллиметровую пленку. Наконец, необходимое оборудование достали, и теперь на премьере жюри во главе с американским режиссером Майклом Манном ждет шоу, подобное кинопоказам в IMAX.
"Странное кино, совершенно из ряда вон выходящее. Заставляет ждать кино, которое является не прямой, конечно, но биографией изобретателя сайентологии Рона Хабарда. С таким актером, как Филип Сеймур Хоффман в одной из ролей, это, конечно, ажиотаж невероятный", — рассказал Антон Долин.
Ровно через год после "Древа жизни", принесшего ему победу в Каннах, Терренс Малик представляет свой новый фильм "К чуду" с Беном Аффлеком и Хавьером Бардемом в главных ролях. Конкуренцию американским режиссерам составят знаменитый японец Такеши Китано, кореец Ким Ки Дук и португальский мэтр Мануэль де Оливейра, которому исполнилось 103 года.
Директор компании "Интерсинема" Раиса Фомина отметила: "Венеция, в отличие от Берлина, который выбирает такие серьезные социальные фильмы, или Канн, которые выбирают более громкие имена, которые легче продавать прессе и рекламе, более коммерческие, продолжает держаться своей линии поддерживания арт-кино".
Говорят, что экспериментатор, последователь жанра "новой драмы", а отныне главный режиссер Театра имени Гоголя Кирилл Серебренников заранее "придержал" свою картину для европейского киносмотра, не отдал на отечественные "Кинотавр" и ММКФ. Его "Измена" — история о любви и смерти, о страсти, которая разъедает душу. Артистов Серебренников искал по всей Европе. Он говорит, что хотел, чтобы лица на экране были "содержательные и другие". В итоге выбрал македонца Деяна Лилича и немецкую актрису Франциску Петри, которые в фильме заговорили на чистейшем русском языке. "Человеческий гнев, человеческая страсть – они тоже предмет исследования искусства. Помещение нас в этот конкурс — уже своего рода приз", — признал режиссер.
"Измену" — единственную от России конкурсную ленту — покажут в первый же день смотра. Скептики говорят, что это снижает шансы на победу: самое интересное, как правило, показывают в конце. С другой стороны, по оценкам экспертов, в начале фестиваля ленту выгоднее продать, пик "Кинорынка" приходится как раз на первые дни. Представлять прокатчикам "Измену" будут на стенде Фонда кино вместе с двумя другими российскими фильмами, которые покажут в параллельных программах.
В "Горизонты", которые сродни каннскому "Особому взгляду", отобрали фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу", во многом нетипичную для автора "Морфия" и "Груза-200", ленту о стремлении к счастью. Балабанов не случайно снялся в одной из ролей и пережил на экране собственную смерть. Он признался, что этот фильм снимал как последний. "Мне сказал главный врач больницы: "Если бы не ваше сибирское здоровье, вас бы уже не было", — рассказал режиссер.
Лента могла бы побороться за "Льва", но ее не успели закончить в срок. Копию надо было послать отборщикам в мае, когда еще шли съемки. Снимали в Бежецком районе Тверской области. Именно там – как раз "между Питером и Угличем" — по сценарию находится таинственная "Колокольня Счастья", подобная "Зоне" Стругацких, которую ищут главные герои. Продюсер Сергей Сельянов рассказывает: "Балабанову зачем придумывать? Он в прошлом году поездил по тем местам, они его впечатлили. Он понял, что замысел ложится вот на этот ландшафт. Вокруг борщевик — ядовитые растения, которые зимой превращаются в одеревеневшие зонтики, как будто над миром властвуют. По-своему — красиво".
Фильм Любови Аркус "Антон тут рядом" на фестивале покажут как Special Event – особое событие, чего не так часто в Венеции удостаиваются документальные ленты. Четыре года главный редактор журнала "Сеанс" Любовь Аркус, режиссер картины, и оператор Алишер Хамидходжаев, лауреат последнего "Кинотавра", следили за жизнью взрослеющего мальчика-аутиста Антона Харитонова – с 19-ти до 23-х лет. В какой-то момент герой фактически остался на попечении киногруппы: его мать умерла от рака. Опекать Антона Любовь Аркус продолжает и после съемок: она создала Фонд помощи больным аутизмом. "С Антоном в эти годы прожила не только я — все мои друзья и все мое окружение. Я хочу, чтобы каждый человек помнил, что внутри него живет другой – сокровенный — человек, у которого на самом деле есть только одна ценность – любовь, и только один страх — страх эту любовь потерять", — рассказала она.
В этом году Венецианский кинофестиваль — Мостра — отмечает свое 80-летие, хотя фестиваль 69-й: проведенные фашистами киносмотры итальянцы в расчет не берут. По сути, это юбилей всего фестивального движения в мире — ведь Венецианский был самым первым.























































































