Фестиваль "Зеркало": архив Тарковского можно не только увидеть, но и услышать

Архив Андрея Тарковского впервые выставили для публики. Экспозиция открылась в Художественном музее города Иваново. Гостями вернисажа стали участники Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало".

Архив Андрея Тарковского впервые выставили для публики. Экспозиция открылась в Художественном музее города Иваново. Гостями вернисажа стали участники Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало".

Выставка архивных документов Тарковского проходит в рамках Международного кинофестиваля "Зеркало". Фестиваль "Зеркало" представляет 90 авторских картин – художественных, документальных, анимационных. Документалист Виталий Манский представляет программу неигрового кино "Зеркало Артдокфеста".

В Художественном музее города Иваново ажиотаж. Искусствоведы, гости фестиваля "Зеркало" и участники посвященной Тарковскому научной конференции проходят мимо подлинников Репина и Кустодиева прямо к этим витринам.

Собрание включает около 1000 документов – дневники, письма, фотографии, аудиозаписи Тарковского. Это тот самый архив Андрея Тарковского, который полгода назад после долгой борьбы выкупила на аукционе Sotheby`s Ивановская область осенью 2012 года. Его впервые представляют для широкой публики.

Алексей Кудрин вспоминает, как сумма на торгах взлетела до двух с половиной миллионов долларов. И как испугался, что такие деньги не удастся собрать.

"Я обратился к своим друзьям, многие откликнулись. И они подчеркнули, что хотели бы вложить свой посильный вклад в приезд этого архива", — отмечает Алексей Кудрин.

Под стеклом — автограф Андрея Арсеньевича. Письмо к другу Евгению Суркову – главному редактору журнала "Искусство кино". Его дочь Ольга, киновед и критик, была секретарем режиссера.

"Ольга много лет помогала Андрею Арсеньевичу писать все его статьи. Потому что у Тарковского часто мысль обгоняла слово", — поясняет режиссер Евгений Цымбал.

Ольга Суркова и собрала этот архив. Кстати, она приезжала в Москву и предлагала приобрести его за куда меньшую сумму, но тогда денег почему-то не нашлось.

В итоге все материалы выставила на Sotheby`s. Тысяча уникальных документов. В их числе характеристика, которую Ольге, тогда студентке ВГИК, дал Тарковский во время практики на фильме "Андрей Рублев".

Написано: "Кроме ознакомления с психологией съемок, она приняла участие в подготовке массовых сцен".

Экспонируют вырезки из газет, блокноты с раскадровками и фотографии режиссера.

Тарковского можно не только увидеть, но и услышать. Его аудиодневники частично оцифровали и предлагают послушать в наушниках прямо на выставке.

В 1982 году в Италии Андрей Тарковский снимает "Ностальгию". Когда работа над картиной была завершена, режиссер решил не возвращаться в Советский Союз. Тогда же магнитофон стал его постоянным спутником.

Тарковский корпел над каждым словом, вспоминает Евгений Цымбал, режиссер и киновед, ассистент режиссера на фильме "Сталкер".

Страница, озаглавленная "Ощущение демиурга". Здесь Андрей Арсеньевич заменяет "в сопоставлении" на "в соотнесении".

"Эти тексты бесценны, потому что мы видим ход работы режиссерской мысли. То, как он приходил к каким-то выводам, от каких-то вещей отказывался", — подчеркивает важность собранных материалов режиссер Евгений Цымбал.

А это уже сценарий фильма "Ностальгия". Его Тарковский создавал вместе со знаменитым Тонино Гуэррой. Некоторые слова вычеркнуты. Вверху приписано — "вариант последний".

"Он работал над сценариями скрупулезно и, я бы даже сказал, очень мучительно. Он был человеком, который стремился к совершенству, потому и мучил прежде всего себя", — подчеркивает Евгений Цымбал.

Себя, но не актеров, настаивает Домициана Джордано.

В фильме "Ностальгия" она сыграла роль переводчицы Евгении. Это была ее первая работа в большом кино. Ныне известная итальянская актриса – специальный гость фестиваля "Зеркало".

"Тарковский был очень пристрастен к сценарию. И это понятно. Невероятно сложно сделать фильм, когда ты работаешь с пленкой. Это сейчас все перешли на видео, и можно сделать неограниченное число дублей. А тогда приходилось экономить", — отмечает итальянская актриса Домициана Джордано.

Фестиваль "Зеркало" представляет авторские, артхаусные картины. Художественные и документальные. К последним с недавних пор в стране особый интерес. Они все чаще выходят в прокат. Вот и Виталий Манский после "Кинотавра" привез в Иваново свою "Трубу". В Сочи, где состязаются игровые фильмы, его документальная лента получила приз за лучшую режиссуру.

Картина "Труба" рассказывает о газопроводе "Западная Сибирь — Западная Европа" и жизни людей в тех населенных пунктах, через которые он проходит. Фильм Виталий Манский представил в рамках программы "Зеркало Артдокфеста". Председатель крупнейшего в России фестиваля авторского кино Манский привез в Иваново лучшие документальные ленты, снятые в мире за последний год.

"К настоящему документальному кино приходится приучать зрителя с нуля. И программа "Артдокфеста" просто откроет ивановскому зрителю понятие документального кино в чистоте жанра", — рассказывает режиссер Виталий Манский.

Приучать с нуля, как оказалось, не надо. "Зеркало Артдокфеста" собирает в ивановском кинотеатре "Лодзь" полные залы. Ивановцы приходят целыми семьями.

"Именно документальные фильмы больше всего хвалят мои знакомые", — отмечает один из зрителей кинофестиваля.

В "Зеркале" представлены самые яркие фильмы последнего сезона, программа называется "Свои", и анимационные фильмы.

А вот архив Тарковского в Иванове пробудет всего несколько дней, после чего переместится в Юрьевец, город детства мастера, на постоянное место жительства в Дом-музей Андрея Тарковского.

Губернатор Михаил Мень надеется, что с поступлением архива у Ивановской области начнется новая жизнь, потянутся туристы и исследователи.