Тема:

Умер Петр Тодоровский 10 лет назад

Мастер пяти профессий: ушел из жизни Петр Тодоровский


фото ИТАР-ТАСС

Ушел из жизни Петр Тодоровский. Ему было 87. Его работы вошли в золотой фонд отечественного кино: "Анкор, еще Анкор", "Военно-полевой роман", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Интердевочка". К большинству своих картин режиссер сам писал сценарии и музыку.

Ушел из жизни Петр Тодоровский. Ему было 87. Его работы вошли в золотой фонд отечественного кино: "Анкор, еще анкор", "Военно-полевой роман", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Интердевочка". К большинству своих картин режиссер сам писал сценарии и музыку.

Удивительная преданность съемочной площадке: на ней он готов был жить. Работу режиссера Петр Тодоровский называл круглосуточной, говорил, что днем вместо часов считаешь удачные дубли, вечером, сочиняешь истории и на старой печатной машинке набиваешь сценарий, а уже во сне, мысленно представляешь новые съемки. Съемки, на которые мечтали попасть лучшие актеры и из которых рождались фильмы-легенды.

Человек пяти профессий и в каждой – мастер. На площадке Петр Тодоровский мог заменить любого – оператора, актера, сценариста, даже музыканта. Это его глазами миллионы смотрели "Весну на заречной улице" Марлена Хуциева. Вся страна напевала песни из "Военно-Полевого романа", "Анкор, еще анкор" или "Ретро втроем". Многие даже не подозревали, кто написал композиции. А ведь Тодоровский не знал нотной грамоты и настраивал семиструнную гитару за 25 рублей – гонорар от картины "Верность" — только по одному ему ведомым правилам. Вспоминал, что какой-то внутренний слух помогал исполнять партии для пластинки Высоцкого, аккомпанировать Окуджаве и записывать диски с Никитиным.

В фильме "По главной улице с оркестром" — его руки и его же музыка. С любимой семиструнной Петр Тодоровский и в картине "Был месяц май", уже как актер. Причем, ордена на кителе – не бутафория: на фронт будущий режиссер ушел в 19, был командиром взвода стрелкового полка, дошел до Эльбы.

Где-то там, в окопах, когда над головой пролетали снаряды, Тодоровский и загадал – если выживу, пойду работать в кино. На экране – все, что навсегда осталось в памяти. Шинель не по росту — с убитого — окопы, передовая, атаки и смех любимой женщины комбата, солдаты называли ее "королевой фронта". В "Военно-полевом романе", номинированном на Оскар, смеяться так будет Наталья Андрейченко.

Впрочем, на войне Тодоровского наступления, перестрелки или грандиозные сражения – не главное. Главное – это человек, который даже в невыносимых условиях продолжает жить и любить. За историю закрученного романа в фильме "Анкор" военные режиссера критиковали, говорили, такого не было и быть не могло. Сегодня роль Володи Полетаева Евгений Миронов называет своей путевкой в профессию.

"Интердевочка" – тоже о любви. Это оправдание председателя Госкино спасло картину-скандал еще в 1989-м. До Тодоровского никто не решался затронуть тему проституции на экране. Многие не понимали, как заслуженный фронтовик мог пойти на такое, нарушить табу. Фильм, который за год посмотрели 40 миллионов, назвали гимном перестройки, а актриса Елена Яковлева проснулась знаменитой.

Он любил говорить, что возраст режиссера виден только на экране, поэтому нужно не жалеть себя и даже в 87 работать круглосуточно. И вместо часов считать удачные дубли.