После прихода к власти нового президента Ирана Хасана Рухани внешнеполитический вектор республики будет обращен в сторону разрядки. Об этом на встрече с журналистами рассказал недавно назначенный посол исламской республики Иран в Москве Мехди Санаи. Он пояснил, что основными задачами иранского внешнеполитического ведомства станет реконструкция отношений с мировыми державами и региональными партнерами, борьба с терроризмом, распространением оружия массового поражения, однополярностью, работа по снятию санкций с республики, а также нейтрализация таких явлений как исламофобия и иранофобия. Особую роль в новом внешнеполитическом курсе Ирана занимает развитие отношений с Россией, приведя в качестве успешного примера такого сотрудничества совместное участие в решении сирийского конфликта.
"Принципиальная позиция Ирана в отношении урегулирования сирийского конфликта полностью совпадает с российской. Мы также против иностранного вмешательства во внутренние дела Сирии и считаем, что у этого вопроса нет и не может быть силового решения. Те силы, которые сейчас вмешиваются во внутренние дела Сирии, во многом добиваются, смещения президента Башара Асада. Ну давайте представим, что Асад добровольно принял решение уйти в отставку, разве после этого есть ясный сценарий развития событий в этой стране?", — задается вопросом посол. – Поэтому мы считаем, что решение этого вопроса лежит исключительно в плоскости диалога и очень надеемся, что западные государства, которые договорились действовать именно так, останутся приверженными этому курсу и на предстоящей конференции "Женева-2" найдут оптимальный путь решения сирийского вопроса", — заявил господин Санаи.
Иран, в свою очередь, готов сыграть более активную роль в урегулировании сирийского конфликта и принять участие в конференции Женева-2, однако это участие не должно быть обременено какими-либо условиями.
"Если уж кто и может выставлять условия участия в подобной конференции, так это Иран, без которого решение этого вопроса не будет полным", — заявил дипломат.
Разумеется, на пресс-конференции иранского посла невозможно было обойти тему переговоров по ядерной программе исламской республики. Мехди Санаи отметил, что та договоренность, которая была достигнута группой посредников "5+1" (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия), очень важна для Ирана и он надеется, что все участники будут придерживаться этих соглашений. Напомним, что основным результатом этих переговоров стало признание мировыми державами права Ирана на обогащение топлива для АЭС в контексте норм и правил, существующих в МАГАТЭ.
Господин посол рассказал, что соответствующие направления науки и технологии укрепились в Иране, однако вводимые за последние года санкции не позволяют республике и дальше развивать это направление.
"Переговоры сами по себе являются очень сложными и даже достигнутые договоренности не означают отсутствие отдельных проблем в этом вопросе", — рассказал посол, особо отметив позитивную роль России в решении этой проблемы, от которой иранцы и дальше ждут поддержки.
А еще в Иране ждут российские зенитно-ракетные комплексы С -300, контракт на поставку которых был заключен в 2007году, но заморожен в 2010 после введения в отношении Ирана санкций на поставку в страну современных видов вооружения. Дипломат отметил, что эти комплексы носят оборонительный характер, а значит, никаких международных норм при их поставке нарушено не будет.
"Иран по-прежнему считает, что контакт на поставку этого оборонительного вооружения, является легитимным. В соответствии с его условиями, эта система должна быть поставлена в нашу страну, — завил он.- Во время визита господина Лаврова в Тегеран мы говорили на эту тему. Мы видели, что российская сторона также с доброжелательностью относится к разрешению этого вопроса".
Не обошел посол Ирана своим вниманием и вопроса о превращении Ближнего Востока в территорию, свободную от оружия массового поражения. Сейчас, помимо Сирии, им обладает Израиль. Дипломат отметил, что после сирийского разоружения у Израиля не останется аргументов для обладания такими арсеналами.
"Я являюсь членом дискуссионного клуба "Валдай" и в сентябре этого года, когда президент России Владимир Путин встречался в Новгороде с членами клуба, он говорил, что у Израиля больше нет оправдания для содержания оружия массового поражения, и я увидел, что эти слова были горячо поддержаны участниками", — рассказал господин Санаи.
Надо отметить, что новый посол Ирана в России Мехди Санаи, который сам подчеркнул, что является в первую очередь не карьерным дипломатом, а профессором тегеранского университета (где он основал кафедру изучения России), оставил самые приятные впечатления. Зачастую именно не кадровые сотрудники МИДа достигают больших успехов в развитии и укреплении двухсторонних связей. И глядя на господина Санаи кажется, что так оно и будет.




















































































