Известный российский журналист и блогер Максим Кононенко прокомментировал неожиданный поворот событий в деле Рустама Хукумова, сына главы Таджикской железной дороги и родственника президента Таджикистана. Несколько лет назад Хукумов был осужден на 9 лет за то, что перевозил крупную партию героина. На днях суд неожиданно пересмотрел решение и счел его вину недоказанной. Российская общественность связывает чудесное освобождение 24-летнего наркокурьера с благополучным завершением злоключений летчиков в Таджикистане.
Венедикт Васильевич Ерофеев в своей бессмертной поэме "Москва-Петушки" исследовал феномен пьяной икоты в ее математическом аспекте. Веничка считал, что икота непознаваема и что вывести закономерность ее появления невозможно. "Закон - он выше всех нас, - писал Ерофеев, - икота - выше всякого закона ". О, как же Веничка ошибался, ставя икоту выше закона! Закон - вот что действительно непознаваемо в нашей стране! И в своей непредсказуемости закон превосходит даже икоту.
Судите сами. На днях стало известно, что Московский областной суд еще в конце прошлого года на секретном заседании отменил обвинительный приговор Рустаму Хукумову - сыну главы Таджикской железной дороги и родственнику президента Таджикистана. Это событие вызвало в сонной по случаю праздников российской блогосфере настоящую бурю - еще бы, ведь о том, что история с российскими летчиками закончится именно такого рода обменом, говорили еще два месяца назад! Причем обмен этот был произведен тайно, без обсуждения с обществом.
Вот она - вся наша имперская мощь! Мы даже зависящий от нас практически во всем Таджикистан не можем нагнуть! Но меня заинтересовал вовсе не этот вполне очевидный аспект. Я об икоте. То есть - о законе. О правоприменительной практике. Итак, Рустам Махмудов, здоровый 24-летний парень, был пойман с девятью килограммами героина и осужден за это на 9 лет. По году за килограмм. И теперь отпущен, поскольку суд внезапно посчитал его вину недоказанной. А в это время в Смоленске тяжелобольная мать пятилетнего ребенка Таисия Осипова была приговорена к 10 годам лишения свободы за найденные в ее доме 9 граммов героина. То есть - больше года за грамм.
Даже если закрыть глаза на другие обстоятельства дела Осиповой, на чудовищные процессуальные нарушения и отсутствие каких-либо прямых доказательств - я всё равно ничего не понимаю. Почему в одном случае пойманный с 9 килограммами героина здоровый мужчина получает 9 лет, а в другом случае больная мать с малолетним ребенком, в квартире которой обнаружили 9 граммов героина, получает 10 лет? Ведь, казалось бы, должно быть ровно наоборот! А потому что закон в нашей стране превыше всего.
И даже превыше икоты, природа которой, как убедительно доказал Веничка, непознаваема. Точно также непознаваемо и русское правоприменение. Порой мне даже кажется, что российские судьи и сами не знают, какой приговор они вынесут. Потому что это, как и икота, зависит совсем не от них.