Кучерена: чудовищный приговор суда Таджикистана – упущение дипломатов

А адвокаты и в России, и в Таджикистане совместно готовят кассационную жалобу
Запретить экстренную посадку таджикские власти были не вправе
Защита летчиков готовит апелляцию на решение суда
Эстонские власти уже заявили, что готовы сотрудничать с Россией, чтобы защитить своего гражданина Алексея Руденко
Инцидент с приговором не имеет ни аналогов, ни объяснений √ только версии
А адвокаты и в России, и в Таджикистане совместно готовят кассационную жалобу
Запретить экстренную посадку таджикские власти были не вправе
Защита летчиков готовит апелляцию на решение суда
Эстонские власти уже заявили, что готовы сотрудничать с Россией, чтобы защитить своего гражданина Алексея Руденко
Инцидент с приговором не имеет ни аналогов, ни объяснений √ только версии
Суд Таджикистана дал лётчикам Владимиру Садовничему и Алексею Руденко 8,5 лет колонии строгого режима. Представитель Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена, взявший дело на контроль, заявил Вестям.Ru, что этот "чудовищный приговор" стал, в частности, следствием недоработки наших дипломатов.

Сегодня суд города Курган-Тюбе (Таджикистан) приговорил двух лётчиков – россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко – к 10,5 годам колонии строгого режима, но в рамках президентской амнистии срок снижен на 2 года – до 8,5 лет. Представитель Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена, взявший дело на контроль, заявил Вестям.Ru, что этот "чудовищный приговор" стал, в частности, следствием недоработки наших дипломатов.

"Я очень опечален таким решением суда. Я информирован по этому делу и могу сказать, что это – чудовищный приговор, который основан не на букве закона, а исключительно на том, что таджикская сторона заняла такую позицию", – заявил Кучерена Вестям.Ru.

"Я считаю, что это – изначальная серьезная недоработка наших дипломатов в первые дни, когда российский лётчик был задержан", – считает адвокат. По его словам, были упущены те первые дни, когда граждане России – родственники и друзья Садовничего – пытались достучаться до посольства России в Таджикистане, но не смогли попасть туда , а смогли только бросить конверт в почтовый ящик.

"Это свидетельствует о том, что наша дипмиссия абсолютно не желала заниматься гражданином России. Наши дипломаты явились на заседание суда только в последние дни, когда прокурор запросил для пилотов 13 лет лишения свободы, – говорит Кучерена. – Я считаю такие вещи недопустимыми. Дипломатам, которые представляют нашу страну в Таджикистане, надо дать принципиальную оценку".

"И я очень надеюсь, что министр иностранных дел проведет служебное расследование и выяснит, почему никто не приходил к нашему гражданину, почему в первые дни, когда его задержали, никто ему не помог? Это очень важный вопрос", – считает представитель Общественной палаты и адвокат.

Российские дипломаты в Таджикистане утверждают, что следили за этим процессом с самого начала. Анатолий Кучерена возражает на это: "Можно делать какие угодно заявления, но есть свидетельства самого Садовничего, который утверждает: к нему никто из наших дипломатов не приходил на протяжении нескольких месяцев".

"Если бы наши дипломаты оказались там сразу же, то несложно было бы разобраться в вопросах осуществления предварительного следствия, – поясняет Кучерена. – Потому что Венская, Монреальская и Токийская конвенции предписывают: при таких обстоятельствах (когда самолет произвел вынужденную посадку на территории иностранного государства) все процедуры могут проходить в стране, где это судно зарегистрировано или арендуется. То есть не на территории Таджикистана. Но почему-то никто из наших дипломатов не обратил на это внимание. Никто этот вопрос изначально не поставил".

Единственный человек, который помогал лётчикам на протяжении всего времени, – это адвокат Гулям Бабаев. "Но и ему наше посольство помощи не оказывало – наши дипломаты появились только за несколько дней до оглашения приговора, – говорит Кучерена. – Вся эта цепочка событий и привела к такому суровому приговору. Надо признать честно всё, как есть. И, надеюсь, соответствующая оценка действиям наших дипломатов министром иностранных дел и общественностью будет дана".

Отвечая на вопрос Вестей.Ru, чем адвокаты могут помочь лётчикам и является ли приговор окончательным, Кучерена отвечает, что приговор обжаловать можно. Однако – с оговоркой.

"Я бы очень не хотел, чтобы в этом участвовала политика. И очень боюсь, что наш гражданин окажется разменной монетой в хитросплетениях межгосударственных отношений", – говорит адвокат.

Кучерена еще раз подчеркивает: при таких обстоятельствах летчики не должны быть арестованы. И им не должен быть вынесен такой приговор.

"Ведь ситуация – известная. Известно и то, почему самолет произвел вынужденную посадку. Кроме того, мы слышали разговоры – мол, отдайте нам эти воздушные судна, и мы урегулируем все вопросы, – говорит Анатолий Кучерена. – По крайней мере, такая информация прошла (не могу точно сказать: подтвержденная она, или нет). В любом случае, самолеты – по решению суда – конфискованы и оказались в распоряжении Таджикистана. На мой взгляд, этот факт тоже свидетельствует о том, что все не так просто. И в этом тоже надо тщательно разбираться".

Сейчас, как председатель комиссии Общественной палаты и профессиональный юрист, Кучерена намерен инициировать создание общественного комитета в защиту нашего гражданина – лётчика Владимира Садовничего.

Кучерена предполагает, что в этот комитет войдут также адвокаты Таджикистана и правозащитники. "Чтобы, по крайней мере, доносить общественности правдивую информацию по этому делу, – поясняет он.

Вскоре после оглашения приговора Владимиру Садовничему и Алексею Руденко МИД РФ назвал решение суда "крайне суровым и политически ангажированным".