Брошены и забыты

Двух русских летчиков в эти дни судят в Таджикистане. Процесс над гражданином России Владимиром Садовничьим и гражданином Эстонии Алексеем Руденко вступил в решающую стадию. Вроде бы дружественный Таджикистан грозит пилотам тюрьмой до 15 лет. За что?

Один стандартный перелет из Кабула в таджикский Курган-Тюбе уже обошелся российскому летчику, командиру Ан-72, Владимиру Садовничему и его коллеге, командиру второго Ан-72, Алексею Руденко, слишком дорого – два месяца домашнего ареста и еще шесть с половиной – в СИЗО. В прошлом, боевой командир эскадрильи стратегических бомбардировщиков Ту-95 "Медведей" подполковник Садовничий и думать не думал, что когда-нибудь окажется за решеткой в качестве подсудимого, да еще и с формулировкой "за контрабанду и насильственный прорыв государственной границы Таджикистана по предварительному сговору".

"Таможенные органы Республики Таджикистан досмотрели наши самолеты. Ничего незаконного и запрещенного на борту наших самолетов найдено не было, о чем свидетельствуют материалы уголовного кодекса", – говорит командир экипажа Ан-72 Владимир Садовничий.

У авиакомпании, в которой работал Садовничий, закончился контракт в Афганистане на доставку продуктов питания афганскому правительству – вылетели на родину. На подлёте к Курган-Тюбе таджикский диспетчер неожиданно отказывает в посадке – топлива на возврат в Кабул нет, ситуация критическая.

"То, что принял решение Владимир садиться, а потом разбираться – правильное решение. Сколько у нас было случаев – на подлете не хватило 100 метров, самолет рухнул, двигатели остановились. Вот этого он бы никогда не позволил себе", – говорит заслуженный военный штурман России Евгений Доронин.

Основательно обследовав самолеты, которые приземлились с интервалом в 20 минут, местная таможня и спецслужбы аэропорта, находят в грузовом отсеке полуразобранный авиационный двигатель. Двигатель, который потом признают контрабандой, и полет над территорией республики, и посадку объявят противозаконной.

"Как гособвинитель я в рамках санкций и статей средне просил 13 лет", – говорит государственный обвинитель Файзулло Холов.

На этих кадрах измученный малярией, похудевший на несколько килограммов Российский летчик Владимир Садовничий в который раз объясняет суду, что произошла чудовищная ошибка.

"За груз по международному кодексу отвечает авиационная компания – командир корабля за груз ответственности не несет, если это не оружие, наркотики, взрывчатка. Ничего из этого перечня на борту не было", – говорит командир экипажа Ан-72 Владимир Садовничий.

Государственный адвокат летчиков на русском языке объясняет судьям, что и полет, и посадку летчики совершили законно – имели полное право.

"Если он просил вынужденную посадку, командир экипажа имеет право, даже если у одного члена экипажа заболела голова, он имеет по своему усмотрению право посадить в любой аэропорт, который он считает нужным", – объясняет адвокат лётчиков Гулям Бабаев.

Эта темная история могла бы так и не всплыть на поверхность и замалчиваться еще несколько месяцев, а может быть и лет, если бы не друзья Владимира Садовничего. Боевые офицеры, однокурсники обратились в Общественную палату за помощью.

Александр Сухоруков, друг семьи летчика, уже отчаялся просить российское посольство в Таджикистане хоть чем-то помочь задержанным россиянам и рассказал об этом Анатолию Кучерене. Сразу же связались с государственным адвокатом летчиков в Курган Тюбе Гулямом Бабаевым.

"За весь период расследования уголовного дела абсолютно никаких ни моральных, ни материальных, ни правовой помощи от представителей российского посольства я не ощущал", – говорит по телефону Владимир Садовничий.

В Таджикистане вот уже три месяца находятся представители компании, которой принадлежат самолеты и на которую работали летчики – за три месяца удалось лишь раз повстречаться с консулом.

"Вышел консул на полминуты и сказал: "что вы хотите, вы виноваты, пусть сидят". И все, вот вся помощь", – рассказывает представитель авиакомпании Валерий Пфефер.

"Мы можем им передать большое спасибо за то, что они предприняли самое теплое участие. Два месяца нас держали в гостинице незаконно и пять с половиной месяцев в СИЗО, никто из них даже не появился", – говорит Владимир Садовничий.

Теперь дело российского летчика находится в поле зрения Общественной палаты.

"Мы разберемся до конца и посмотрим, почему консул в данном случае, который должен быть немедленно в подобных ситуациях появиться у него, не важно, задержан в гостинице ли или он находится в следственном изоляторе, консула допускают во всех случаях", – говорит председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов, адвокат Анатолий Кучерена.

Так что же произошло на самом деле с летчиками и с самолетами?

"Эти самолеты кому-то очень понравились, и какому-то сумасшедшему или недалекому чиновнику посоветовали, что можно их забрать бесплатно, а летчики попали как заложники, как предмет шантажа. Это страшно", – считает представитель авиакомпании Валерий Пфефер.

В своем роде уникальные машины – Ан72 – рабочие лошадки, способные совершать посадку и летать в самых сложных условиях. Видео из домашнего архива семьи Садовничих это доказывает – вот Владимир сажает Ан на поляне меньше километра в саванновых лесах.

Сомали, эти же машины не раз трудились для Таджикской армии и правительства. Сейчас самолеты блокированы на дальней стоянке аэропорта Курган-Тюбе – к ним никого не подпускают, а в случае приговора их могут конфисковать в пользу государства.

В Эстонии, в доме командира второго Ана, задержанного таджикскими властями, о самолетах беспокоятся меньше всего. Престарелые родители летчика Алексея Руденко рассказывают: как только в МИДе Эстонии узнали что их гражданин задержан, в течение суток приняли меры.

"Они обратились в германское посольство в Таджикистане. Те обещали представителя послать на суд и готовят адвоката, чтобы туда послать, потому что заседание первого ноября, к этому времени еще успеют", – говорит мать Алексея Руденко.

Лийви Руденко и ее муж почти отчаялись, но действия эстонского МИДа дают надежду. В семье российского летчика Владимира Садовничего, где выросло уже четвертое поколение офицеров – 82-летний отец, в прошлом тоже военный летчик, полковник, Владимир Садовничий-старший сдерживает эмоции, как может. О полетах сына знает все, он и сам уйдя из армии, долгое время руководил полетами "Аэрофлота". Владимира-младшего учил держать штурвал еще с пеленок.

Жена, Ирина, почти потеряла надежду, на справедливый исход дела и помощь дипломатов.

"Никак. Я не уверена, что кто-то из посольства присутствует на заседании суда", – говорит супруга Владимира Садовничего Ирина Садовничая.

На сайте консульства России в Таджикистане есть много разной информации: тут и про конкурс на поставку нефтепродуктов, и про конкурс на проведение ремонтных работ, и даже про турнир по волейболу в Хадженте. И разве что про летчика Садовничего, российского гражданина, ни слова.