Совбез ООН провел заседание по Сирии

В Нью-Йорке завершилось заседание Совета безопасности ООН на уровне глав министерств иностранных дел. Обсуждали, в основном, ситуацию в Сирии. Россия, а также Китай и ряд других государств настаивают на том, что сирийцы должны сами определить свою судьбу.

В Нью-Йорке несколько часов назад завершилось заседание Совета безопасности ООН на уровне глав министерств иностранных дел. Обсуждали, в основном, ситуацию в Сирии. Американский госсекретарь Хиллари Клинтон в своем выступлении прямо к интервенции не призывала, но намекнула, что ее страна такой сценарий поддерживает. Россия, а также Китай и ряд других государств настаивали на том, что сирийцы должны сами определить свою судьбу.

Несмотря на то, что повестка дня у Совета Безопасности была достаточно обширная, фактически министры иностранных дел обсуждали только Сирию. Но к единому мнению о том, как найти выход из кризиса, прийти так и не смогли. Члены Совбеза разделились на две группы. Одна из них считает, что уже назрела необходимость военного вмешательства — такой точки зрения придерживаются, например, США. Американский госсекретарь Хиллари Клинтон в своем выступлении прямо к интервенции не призывала, но намекнула, что ее страна такой сценарий поддерживает. По ее словам, международное сообщество должно защищать молодые демократии, но пример этому она привела не самый однозначный – Ливию.

"Арабские революции развивались изнутри, и их успех зависит от самих народов, которые живут в этих странах. Но государства, представители которых собрались в этом зале, должны быть заинтересованы в победе демократии. Поэтому нашей общей обязанностью является помощь странам в переходный период. Международная поддержка является критически важной. Хороший пример этому: Совет безопасности объединил усилия, чтобы защитить граждан в Ливии. Эта солидарность помогла принять сильную резолюцию, которая спасла Бенгази от разрушения", — заявила она.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун был более острожен. Он заявил, что ситуация в Арабской республике – крайне серьезная, но найти выход из нее можно только через диалог.

"В Сирии конфликт стал угрозой для безопасности в регионе и во всем мире. Гибнут женщины и дети. Я призываю все страны признать, что военного разрешения этого вопроса не существует", — сказал он.

Об этом говорил и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он заявил, что Москва понимает желание людей добиться лучших условий жизни, но при этом резко осуждает насилие. Кроме того, в том, что конфликт в Сирии не прекращается, виноваты не только прямые участники противостояния, но и другие страны, которые подстрекают вооруженную оппозицию отказаться от переговоров.

"Процессы перемен вызваны стремлением народов к лучшей жизни. Нам близки и понятны эти чаяния. Мы исходим из того, что все народы должны сами определять свою судьбу. Мы осуждаем любое насилие со всех сторон. Но немалая доля ответственности лежит на государствах, которые подстрекают к отказу от диалога", — сказал российский министр.

С позицией России был солидарен и Китай. Представитель КНР Ян Цзечи указал на еще один фактор, спровоцировавший рост напряженности в ближневосточном регионе — мировой финансовый кризис.

"Ближний Восток столкнулся с беспрецедентным вызовом — политическое, экономическое и социальное влияние мирового финансового кризиса. И оно только усиливается. Жители стран региона почувствовали, что хотят перемен. В некоторых странах это привело к нарастанию локальных конфликтов. И на этом фоне террористические силы развернули активную деятельность", — сказал он.

Террористы, о которых говорил министр иностранных дел Китая, напоминают о себе практически каждый день. За несколько часов до начала заседания Совбеза террорист-смертник привел в действие взрывное устройство у здания генштаба вооруженных сил в Дамаске. После этого рядом сработала еще одна бомба. Погибли четверо военных, 14 человек получили ранения. Ответственность взяла на себя ваххабитская группировка. Позже на месте теракта прямо во время прямого эфира был застрелен корреспондент иранского телеканала Press TV, его коллега был ранен. Полиция считает, что по ним открыл огонь снайпер вооруженной оппозиции.

Но, несмотря ни на что, шансы на мирное урегулирование еще сохраняются. Пример этому — переход нескольких отрядов боевиков на сторону правительства. Они заявили перед телекамерами, что отказываются от кровопролития и будут сотрудничать с действующими властями.