Тема:

Мятеж в Мали 5 лет назад

Французы не спешат покидать Мали

Спецкорр в Мали Анастасия Попова оказалась первым иностранным корреспондентом, вошедшим в северный город Тимбукту вслед за французами. Десантников жители бывшей французской колонии встречали плакатами "Viv’la France!"

Спецкорр в Мали Анастасия Попова оказалась первым иностранным корреспондентом, вошедшим в северный город Тимбукту вслед за французами. Десантников жители бывшей французской колонии встречали плакатами "Viv’la France!" Избавление от дикого режима "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" увенчалось визитом в город президента Франсуа Олланда.

Спустя несколько дней после освобождения Тимбукту обе дороги, ведущие в город, по-прежнему закрыты. Солдаты в приватном разговоре признаются: гарантировать безопасность на обширных пустынных территориях они не могут, потому им проще не пустить. Добраться до экономической столицы самопровозглашенного туарегами государства Азавад удается по воздуху на военно-транспортном самолете.

Город, отвоеванный без боя, показался пустым. Похоже, что все жители собрались на центральной площади встречать президента Франции Франсуа Олланда. Общение получилось более чем эмоциональным.

Малийский лидер после общения один на один с Олландом недвусмысленно заявил: "Господин президент, вы — дома".

"Город за городом, деревня за деревней — так французская армия возвращает единство Мали. Сегодня я переживаю свое самое главное достижение в качестве политика", — заявил Франсуа Олланд.

Колоннам французской техники здесь действительно рады, повсюду висят флаги Пятой республики, люди поют национальные песни, перекладывая их на местный лад, и везде слышится бесконечное "мерси".

Жители Тимбукту очень тепло принимают французских солдат, которые контролируют весь город. Но многие боятся, что исламисты далеко не ушли. Возможно, они скрываются в песках Сахары и ждут, пока французские солдаты покинут город.

Если они вернутся, то будут мстить. В первую очередь тем, кто после прихода войск вступил в отряды народных дружинников. Тем, кто громил и грабил магазины местных арабов, обвиняя владельцев в симпатиях к боевикам, кто сдавал их в руки малийской армии, которую уже не раз обвиняли в этнических чистках.

Спасаясь от неразборчивости одной стороны и радикальных нравов другой, около 10 тысяч человек бросили дома и бежали в Мавританию.

Суфийские святыни-мавзолеи XVI века исламисты рушили, называя это "идолопоклонничеством и отступничеством от истинной веры". Древние рукописи XIII века, где были описаны право, законы, медицина, астрономия и музыка, сожгли. Впрочем, большую часть бесценных шедевров истории удалось спасти — перед приходом исламистов люди вынесли манускрипты из библиотеки и спрятали у себя в домах.

За три недели исламистов удалось вытеснить из Джабали, Гао и Тимбукту. Французские войска взяли под контроль аэропорт Кидаль и, по некоторым данным, уже вошли в сам город, который называют последним бастионом вооруженных группировок. И хотя развязка, по словам Олланда, уже близка, завершать операцию он не спешит. Говорит, что его войска на территории Мали пока останутся — на столько, на сколько это будет нужно.