Самая закрытая страна мира встретила одного из самых ярых борцов за свободу информации. В КНДР побывал председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт вместе с бывшим губернатором американского штата Нью-Мексико Биллом Ричардсоном.

Самая закрытая страна мира встретила одного из самых ярых борцов за свободу информации. В КНДР побывал председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт вместе с бывшим губернатором американского штата Нью-Мексико Биллом Ричардсоном. Эксперты считают, что для нового северокорейского руководства во главе с Ким Чен Ыном это ещё одна попытка подправить имидж тоталитарного режима. Между тем, в американском Госдепе к этому шагу отнеслись критически.

Поездка заявлена как частная. Но в Америке ее участники – персоны государственного масштаба. Эрик Шмидт – председатель совета директоров компании Google, доктор компьютерных наук, миллиардер, член попечительского совета фонда "Сколково". Джаред Коэн в 20 с небольшим уже был советником американского госсекретаря Кондолизы Райс, в 30 – он генератор идей, глава исследовательского центра Google. Билл Ричардсон – бывший губернатор штата Нью-Мексико, также был министром энергетики США и постоянным представителем Штатов при ООН. Они провели в Пхеньяне три дня, общаясь с высокопоставленными чиновниками, учеными, дипломатами. Убеждали их в необходимости хотя бы виртуальной свободы.

"Дайте людям Интернет, и они им воспользуются, — отмечает Эрик Шмит. — Но власти должны что-то предпринять, дать народу эту возможность, чего правительство Северной Кореи еще не сделало. Это их выбор на данный момент, но пора начинать. Или они останутся позади".

Чтобы понимать, куда приехали американцы с таким посланием: Северная Корея – страна не Интернета, а Интранета – это внутренняя сеть, где читают местные государственные СМИ и некоторые материалы образовательного плана. Доступ к Интранету можно получить в крупной библиотеке или с домашнего компьютера. Это, правда, роскошь — в стране, где многие голодают.

Глобальную сеть в КНДР видели немногие – члены правящего клана или, скажем, студенты элитного военного Университета имени Ким Ир Сена. Они показали американской делегации, что умеют работать с поисковой системой Google. Но даже в этом учебном заведении Интернет подключили только несколько лет назад.

Точное число пользователей Всемирной паутины в Северной Корее неизвестно, но можно представить, что оно мизерное относительно населения в 25 миллионов. IP-адресов – то есть, грубо говоря, точек выхода в Интернет, в КНДР – тысяча. В соседней Южной Корее – сто миллионов. В США это число – больше миллиарда, так что говорить о ближайших перспективах развития Интернета в Северной Корее как-то несерьезно.

Многие эксперты считают: приглашение американской компьютерно-политической элиты в КНДР – шаг имиджевый. "Приезд одного из руководителей компании Google в КНДР – знак того, что Ким Чен Ын пытается показать миру – Северная Корея может ладить с другими странами, и ее общество открыто, хоть и по-своему, у него есть Интернет и мобильная связь", — рассуждает Ян Му-Чжин.

Надо сказать, в американском Госдепе в связи с этим визитом не скрывали недовольства. Заявили, что время для поездки неподходящее – спустя месяц после успешного запуска космической, а, возможно, и баллистической ракеты. А республиканец Джон Болтон разразился в печати гневной колонкой о том, как северо-корейцы исподтишка пытаются наладить дипломатические отношения, которых Вашингтон с Пхеньяном не имеет.

Эрик Шмидт и компания по окончании визита подчеркнули, что гражданский долг выполнили — просили власти КНДР прекратить ядерные испытания и пуски ракет. "Мы призывали Северную Корею ввести мораторий на пуски баллистических ракет и возможные ядерные испытания, — рассказал Билл Ричардсон. — Это необходимый шаг, чтобы разрядить напряженность на Корейском полуострове".

Но главным успехом визита сам Ричардсон назвал переговоры Шмидта и его интернет-экспертов: с властями КНДР они встречались за закрытыми дверями. И, возможно, под натиском мозгового штурма от Google северокорейский железный занавес все же дрогнет.