Смоляне увидели гравюры Дали к поэме "Божественная комедия"

Читать Вести в MAX
Смоленская художественная галерея представила зрителям экспозицию гравюр Сальвадора Дали. Иллюстрации великого испанского художника к знаменитой поэме "Божественная комедия" первыми были показаны смоленским журналистам.

Смоленская художественная галерея представила зрителям экспозицию гравюр Сальвадора Дали. Иллюстрации великого испанского художника к знаменитой поэме "Божественная комедия" первыми были показаны смоленским журналистам.

В Италии знание "Божественной комедии" определяет уровень не только образования, но и личности человека. Поэму иллюстрировали многие мастера: Уильям Блейк, Гюстав Доре, особняком в этом списке стоит имя Сандро Боттичелли. Дали получил заказ проиллюстрировать "Божественную комедию" в 51-м году, когда Италия готовилась к празднованию 700-летия Данте. Гордые итальянцы, узнав, что заказ отдан испанскому сюрреалисту, были возмущены. Заказ отменили. Но Дали довел начатое до конца.

Юлия Рыкова, организатор выставки, рассказал: «В "Аду" можно увидеть его самого. Он считал себя грешником. Когда он рисовал, это был период обращения к религии, к вере. Он боролся с Богом внутри себя. На некоторых работах вы можете увидеть профиль, гордый подбородок Дали».

Иллюстрации выполнены в технике ксилографии. Все произведения оригинальны, а печати новых оттисков опасаться не стоит. Деревянные доски, которые использовались для создания гравюр, были уничтожены по просьбе самого художника. На некоторых гравюрах мы можем видеть подпись Дали: это значит, что работа велась под контролем мастера, а впоследствии он лично ее принял.

Наталья Вострикова, заместитель директора Смоленского музея-заповедника по науке, сказала: «Наше сознание XXI века всегда ищет подвохи в этих ситуациях. Но я думаю, что уровень Дали как художника, как актера, как философа, настолько высок, что даже если бы он не подписал эти листы, они все равно имели бы определенную эстетическую и информационную ценность».

Выставка иллюстраций к "Божественной комедии" объединила гений двух великих мастеров. 100 гравюр, по одной на каждую песню знаменитой поэмы. «Ад» и «Чистилище» — по 33 работы, еще 34 — «Рай» — изображают путешествие Данте по райским сферам. Это видение, божественный сон, путешествие по миру, который не видел ни один живой человек.

Центральные персонажи иллюстраций — Данте и его возлюбленная Беатриче. В поэме она символизирует Божественный разум, который ведет героя по раю. В образах, созданных великим испанским гением, мы узнаем черты Гала — его музы, супруги и главного божества.

"Божественная комедия" — поэма о символическом пути человечества, о его очищении от грехов. Вместе с Данте долгий путь проделывает и Дали. Движение его личности от ада через чистилище к раю мы видим в этой экспозиции. К какому итогу приходит Дали — сказать никто не может. Решить для себя этот вопрос сможет только сам зритель, который переживет путешествие вместе с двумя гениями.