В минувшие выходные в Колумбии произошли два столкновения между правительственными силами и соединениями Революционных вооруженных сил Колумбии, жертвами которых стали, по меньшей мере, 25 человек. Такое развитие событий ставит вопрос о будущем договоренностей, достигнутых на Кубе в конце мая.

Столкновения между правительственными силами Колумбии и боевиками повстанческой группировки FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии) возобновились. В минувшие выходные произошли целых две крупных перестрелки. В результате нападения на военнослужащих, охранявших строительство нефтепровода, были убиты 15 военнослужащих армии Колумбии. При этом 11 повстанцев удалось захватить в плен. Другой инцидент произошел на юге страны, где в результате столкновения погибли четыре военнослужащих и шесть боевиков FARC.

Такое развитие событий ставит под вопрос будущее переговорного процесса между FARC и правительством Колумбии. Напомним, в конце мая участники переговоров, которые проходят на Кубе, заявили о том, что им удалось добиться прорывной договоренности, способной урегулировать конфликт, который длится уже более 50 лет.

Сейчас в рядах FARC по разным данным состоит от 10 до 15 тысяч человек, причем, 40% из них составляют женщины. Организация контролирует примерно 20% площади страны и даже имеет собственную радиостанцию "Голос Сопротивления", из глубины андских джунглей знакомящую слушателей с политическими и экономическими взглядами FARC. Именно эти взгляды стали одной из главных причин популярности повстанцев среди населения. Одним из пунктов их программы было справедливое распределение земельных наделов между беднейшими слоями населения. И в мае даже показалось, что дело сдвинулось с мертвой точки.

Тогда сообщалось, что, согласно договоренностям между лидерами FARC и правительством Колумбии, будет создан специальный земельный банк, который будет заниматься распределением земельных наделов. В этот банк будут передаваться наделы, которые будут признаны незаконно захваченными, причем, срок давности захвата значения иметь не будет. Успех переговоров так воодушевил президента Хуана Мануэля Сантоса, что он даже сделал заявление, в котором выразил готовность своей страны войти в НАТО, которое, впрочем, вскоре дезавуировал. Тем временем, переговоры с FARC продолжались — предполагалось, что следующим шагом станет возвращение вчерашних повстанцев к нормальной жизни, но здесь-то и возникла заминка.

Как правило, людям, которые большую часть своей жизни участвовали в боевых действиях и террористических операциях – а на счету FARC тысячи поджогов, взрывов, убийств, похищений – бывает очень сложно адаптироваться к реалиям мирной жизни. Обычно в подобных случаях повстанцы просят включить их в состав действующей армии, однако, учитывая существующий уровень доверия, усугубляемый подобными столкновениями, такой исход кажется маловероятным. Скорее всего, нынешние нападения призваны подтолкнуть президента к большей гибкости на переговорах. Но достигнут ли они своей цели – большой вопрос.