Нелегальные перевозчики могут попасть под уголовную статью

Читать Вести в MAX
Таксисты уходят в тень. В Законодательном собрании области обсудили закон о пассажирских перевозках, принятый два года назад. Оказалось, он не действует в полной мере и не легализовал рынок частного извоза на Южном Урале.

Таксисты уходят в тень. В Законодательном собрании области обсудили закон о пассажирских перевозках, принятый два года назад. Оказалось, он не действует в полной мере и не легализовал рынок частного извоза на Южном Урале.

Андрей (имя изменено) уже несколько лет занимается частным извозом. С 2011 года, когда всех таксистов обязали получать лицензии, работает нелегально, однако ни разу не попадался и штраф за это не платил. Как не платил налоги и деньги за оформление документов. Все вырученные средства он кладет в карман и ни с кем не делится. Плюс легальные такси, конкурируя друг с другом, вынуждены снижать стоимость услуг. Цены нелегалов минимум в два раза выше уже который год. "С ЧТЗ на Северо-Запад я повезу минимум за 300 рублей, — делится Андрей. — А таксист с лицензией на руках сделает это за 150-200 рублей, при этом отдаст 10 процентов конторе".

В Законодательном собрании констатируют факт: таких, как Андрей, большинство. Закон о пассажирских перевозках, принятый два года назад, ситуацию на рынке такси не исправил, и водители предпочитают оставлять свой бизнес в тени. После принятия этого нормативного акта в Челябинской области получили лицензии почти 4 тысяч водителей, однако на сегодняшний день четверть из них от лицензии отказались. Правда, это далеко не значит, что они перестали работать.

Причин много. Как считают законотворцы, основная — в недостаточном контроле со стороны надзорных органов. Министерство строительства инфраструктуры и дорожного хозяйства, на которое возложены эти функции, может по закону проверять только легальных таксистов, у ГИБДД основная задача — бороться с нарушителями на дорогах. Плюс сами клиенты потакают и пользуются услугами частников. Все знают площадки, где стоят нелегальные водители, и иной раз проще дойти до них, чем 40 минут ждать лицензионное такси. "Ему не нужно содержать соответствующий штат, который содержит легальный предприниматель, — отмечает Сергей Смольников, заместитель министра строительства инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. — Нет технического специалиста, который выпускает машину на маршрут, медика, который освидетельствует физическое состояние водителя. Нелегал от всего этого освобожден, к тому же он не платит налоги".

Законотворцы предлагают бороться с этим прежде всего усилением контроля. Во-вторых, планируют создать станции легальных такси в самых оживленных местах города. В-третьих, предложили нелицензионный извоз считать незаконной предпринимательской деятельностью. "Нелегальный перевозчик — однозначно нарушитель, человек, который осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность, — говорит Александр Вышегородцев, председатель комиссии по городской экономике Челябинской городской Думы. — У нас есть уголовная статья, которая наказывает за такой вид деятельности".

Однако, как говорят водители, такие нововведения могут не только не помочь, а лишь популяризировать рынок поддельных лицензий и медсправок, который, к слову, уже существует. Люди занимаются нелегальным извозом не от хорошей жизни, и, возможно, помимо введения жестких санкций и контроля, стоит задуматься над положительными стимулами для легализации этого бизнеса.