Банкиров лондонского Сити пытаются приучить к скромности. В начале года финансисты традиционно получают бонусы, которые нередко исчисляются миллионами фунтов. И многие, в том числе политики, считают, что в период кризиса можно было бы жить и поскромнее. Один из топ-менеджеров под давлением общественности уже отказался от своего миллиона. Но его примеру никто не последовал. Какова грань между прибылью и моралью?
После Рождественских каникул в лондонском Сити наступают дни, полные приятных ожиданий. Топ-менеджеры банков и крупных финансовых компаний рассчитывают на причитающиеся им премии за предыдущий год. Проблема в том, что в условиях всеобщей борьбы за спасение экономики миллионные бонусы банкиров вызывают все большое раздражение окружающих.
Первой жертвой этого недовольства уже стал исполнительный директор Royal Bank of Scotland Стивен Хестер, который под давлением прессы и политиков в этом году отказался от премии почти в миллион фунтов. Бывший глава этого же банка Фред Гудвин был наказан еще более сурово. Его разжаловали из рыцарей. Гудвин фактически разорил Royal Bank of Scotland, но ушел с пенсией в несколько миллионов.
"У нас самая жесткая и прозрачная экономическая политика в мире. Впервые наши банки опубликуют зарплаты топ менеджеров", – пообещал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Словесная борьба министров с банкирами в Великобритании продолжается уже не первый год. Но все призывы к скромности и благоразумию, даже попытки обложить бонусы высоким налогом, ощутимых результатов пока не дают. В Сити за тем и стремятся, чтобы заработать. 69 процентов тех, кто трудится в местных финансовых структурах, в первую очередь интересуют именно зарплаты и бонусы – это данные последнего соцопроса.
"Это очень неприятно, но приходится признать, что основной стимул для этих людей – деньги. И ничего больше", – заявляет руководитель социологической службы СomRes Эндрю Хоукинс.
Исследование проводилось по заказу института Собора святого Павла. Пока социологи задавали свои вопросы, напротив самого собора уселись те, кому и так всё понятно. Участники акции "Оккупируй Лондон" теперь насмешливо предлагают банкирам свои палатки в обмен на бонус.
"Мне кажется, что политики и банкиры – заодно: они помогают друг другу. И политику, наверное, сложно сказать своему другу-банкиру, с которым они учились в одной частной школе: извини, но часть денег тебе придется отдать", – убеждена фотограф Маргарет Дженнингс.
Профессор Иен Тонкс считает, что проблема гораздо глубже. "За последние 25 лет в британской экономике финансовый сектор оказался сильно раздутым. Я думаю, что нам необходимо поднимать реальное производство", – считает профессор из университета города Бат.
На исправление этого перекоса даже при большом желании уйдут долгие годы. А реальность такова, что в то время, как одни из-за кризиса вынуждены себя во всем ограничивать, другие не испытывают ни трудностей, ни чувства неловкости.
"Банки считают, что они обязаны платить лучшим специалистам большие деньги, чтобы они хорошо работали. Политики в правительстве понимают, что должны как-то обуздать банкиров.
Но в то же время, надо собирать налоги, которые платят банки, и в том числе – с тех же бонусов. Люди на улице видят, что за один год топ-менеджер получает больше, чем медсестра или солдат, воюющий в Афганистане, – за всю свою жизнь. В том и проблема, что с одной стороны коммерция, а с другой – мораль. В условиях свободного рынка быть коммерчески успешным далеко не всегда означает быть при этом честным и придерживаться морали", – рассуждает профессор Лондонской школы бизнеса Крис Робак.
























































































