Питьевая вода в Рязани не соответствует санитарным нормам. По данным Роспотребнадзора, артезианская вода, проходя через сотни километров изношенных магистральных и внутридомовых сетей, зачастую становится малопригодной для использования. Кроме того, самих скважин не хватает.
Ежедневное мытье тарелок и чашек – буфетчице Ольге Ефремовой надо накормить не один десяток человек. О том, что льется из крана, Ольга знает не понаслышке. Пожелтевшая посуда, налет и накипь – избавиться от этих следов водопроводной воды нелегко. Содержать посуду в чистоте приходится с помощью лимонной кислоты.
Большая часть рязанцев получает воду из Оки – это основной источник водоснабжения, но прежде чем вода поступает в дома, она проходит несколько стадий очистки: коагулирование, фильтрование и обеззараживание.
Наталья Панфилова, инженер смены Павловской очистной водопроводной станции, показала схему, на которой отражен весь первый подъем Павловского водозабора. Указаны все скважины, которые в работе. Синие – это рабочие скважины, красные – в резерве.
Наталья показывает схему работы скважин, подающих артезианскую воду, – это еще один источник водоснабжения Рязани. До 60-х годов он был основным, но число жителей росло, расход воды увеличивался. Все это привело к так называемой депрессионной воронке. Подача воды резко сократилась, и жители вынуждены были получать ее по графику. Постепенно нашли выход из сложившейся ситуации – теперь артезианскую смешивают с водой из Оки. Сегодня доля артезианской воды составляет чуть более 20 процентов от всей, поступающей к рязанцам. Между тем, мониторинг, проводимый сотрудниками Управления Роспотребнадзора, показал: качество воды в Рязани ухудшилось.
Сейчас специалисты Роспотребнадзора предлагают увеличить долю артезианской воды, но, по словам сотрудников Водоканала, и подземные источники нуждаются в очищении.
Наталья Антипова, главный технолог МП «Водоканал» г. Рязани, говорит, что все было бы замечательно, если бы подземная вода отвечала всем гигиеническим нормативам, которые существуют. Но подземная вода, за редким исключением, имеет повышенное содержание железа, солей жесткости, фтора. То есть подземная вода также нуждается в очистке, как и поверхностная.
Технологи утверждают: запасы чистой подземной воды в областном центре на критически низкой отметке, а потому пока схема останется прежней: вода Оки будет смешиваться с артезианской, и потребителю в любом случае нужно дополнительно ее очищать.