Германии нужна сильная Россия


фото EPA

В чём истинная цель модернизации и почему Германия боится слабой России в рамках XII ежегодного российско-германского форума "Петербургский диалог", рассказал зампред фракции ХДС/ХСС в Бундестаге и координатор германо-российского сотрудничества по линии общественности - Андреас Шокенхофф.

14-16 ноября в в Москве проходит XII ежегодный российско-германский форум "Петербургский диалог". О чём удалось договориться участникам рабочих групп и о чём говорят в кулуарах форума, собщил Андреас Шокенхофф, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге и координатор германо-российского сотрудничества по линии общественности. В иранском ресторане "Фарси" на третьем этаже гостиницы "Украина" он рассказал журналистам, почему Германия боится слабой России и в чём, на его взгляд, истинная цель модернизации.

А.Ш. — Дорогие друзья! Большое спасибо за то, что посетили "Петербургский диалог"! За время работы мы обсудили множество двусторонних проектов, в том числе сотрудничество в области науки, культуры и взаимодействие в области религии. В силу своей специальности я был председателем в рабочей группе "Гражданское общество". Главной отличительной чертой этой группы является то, что в ней работало множество общественных деятелей, экспертов и активистов, не связанных с работой в государственных структурах. Мы уверены, что функционирование государства невозможно без активного контроля и вмешательства гражданского общества, поэтому, при работе в группе "Гражданское общество", мы всегда помнили, что разговариваем друг с другом не как русские и немцы, а как равноправные представители гражданских обществ – российского и немецкого.

Вчера в помещении общества "Мемориал" состоялась встреча нашей рабочей группы с рядом гражданских сообществ, а сегодня утром произошёл обмен мнениями. Как российские, так и немецкие участники сошлись во мнении, что без детального критического контроля со стороны гражданского общества в России высок риск возникновения атмосферы страха. На встрече прозвучали критические замечания в адрес российского парламента, за последнее время принявшего несколько законов, которые сильно беспокоят европейское сообщество. В первую очередь, это законы об "иностранных агентах" и расширение, а, точнее, подведение более расплывчатой формулировки под понятие государственной измены. Эта критика обязательно будет отражена в итоговом докладе, который будет представлен в присутствии президента России Владимира Путина и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель.

Россия является не только крупнейшим соседом, но и важнейшим торговым партнёром Германии и Европейского союза, поэтому Германия и ЕС, в первую очередь, заинтересованы в сильной России. Когда Россия взяла курс на модернизацию, Германия одной из первых предложила ей свою помощь, однако, мы полагаем, что истинная суть модернизации заключается не столько в развитии новых технологий и инфраструктуры, сколько в модернизации самого общества, она предполагает конкурс идей, их соревнование в честной конкурентной борьбе. Важнейшими чертами современного демократического государства, к которому стремится Россия, являются, в первую очередь, независимые суды, прозрачность государственных решений и структур, соперничество различных идей и решений, а также постоянное соревнование между тремя основными акторами политической жизни: государством, бизнесом и гражданским обществом.

Между тем, статистика говорит о том, что положение в России ухудшается. В первую очередь об этом говорит то, что за последние пять лет полтора миллиона образованных россиян покинули страну. Ежегодный отток капитала составляет в среднем 80 млрд $ в год, а в этом году составит порядка 100 млрд $. К сожалению, цифры говорят о том, что люди, как инвесторы, так и простые граждане, не связывают своё будущее с Россией. Главный ресурс России – это активные воодушевлённые люди, которые видят в ней своё будущее. Однако мы вынуждены констатировать, что между этими людьми и государством сейчас существует большая дистанция, и эта дистанция продолжает увеличиваться.

- Уважаемый господин Шокенхофф, спасибо, что нашли время ответить на вопросы! Скажите, пожалуйста, доходила ли до Вас информация о том, что российские власти не совсем понимают, в каком качестве с Вами общаться и вообще выражают сомнение в Вашей компетенции как представителя правительства Федеративной Республики Германии?

А.Ш. — Спасибо за вопрос. Если я не ошибаюсь, речь идёт о словах Чрезвычайного и Полномочного Посла России в ФРГ, господина Гринина, который в интервью второму немецкому телеканалу выразил неудовольствие моей позицией по Сирии. Позиция эта была и осталась неизменной, я считаю, что у Сирии нет ни одного варианта будущего, связанного с Башаром Асадом. Напомню, я являюсь заместителем председателя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге по вопросам обороны и безопасности и высказывал своё мнение именно в этом качестве. Тем не менее, я считаю, что этот вопрос не стоит смешивать или увязывать с вопросами развития гражданского общества.

- Господин Шокенхофф, спасибо большое за Вашу речь! Вы упомянули о двух законах, которые вызывают озабоченность. Сегодня в Совете Федерации проходят слушания о поправках в закон о гражданстве, которые значительно упростят процедуру получения российского гражданства для бывших граждан СССР. Появление большого количества новых граждан, плохо владеющих русским языком и слабо ориентирующихся в российской системе ценностей, может привести к непредсказуемым последствиям. Тем временем, несмотря на то, что ряд лидеров Евросоюза, в том числе премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, экс-президент Франции Николя Саркози и канцлер ФРГ Ангела Меркель высказывались о провале политики мультикультурализма, тема межэтнических отношений продолжает оставаться табуированной на всех уровнях публичной политики. Обсуждали ли вы эти вопросы в рабочей группе? Не кажется ли Вам, что пришло время всем вместе снять табу с этой темы и выработать какой-то новый, общий подход к проблеме?

А.Ш. — Проблема межнациональных отношений не является чисто российской, это проблема, с которой сталкиваются страны всего мира. Вопрос в том, как интегрировать иммигрантов, не подвергая при этом опасности национальную идентичность и национальное единство. Главная цель интеграции заключается в том, чтобы у иммигрантов появились перспектива. Политика мультикультурализма действительно провалилась. Опыт Германии показывает, что на переднем плане стоит проблема языка. Тот, кто не знает немецкого, практически не имеет шансов интегрироваться в общество, поэтому главным мостиком для иммигрантов я бы назвал язык. Германия – нейтральное государство, но наша страна сформировалась под сильным влиянием христианской культуры, она является частью системы взглядов и отношений в обществе. Разумеется, мы гарантируем своим гражданам свободу вероисповедания, но есть правила, которые относятся к нормам поведения в обществе и подчёркивают светский характер нашей культуры. В немецкой школе не может быть разрешено преподавать девушке в платке, символизирующем, что у женщин и мужчин разные права. Это противоречит основному закону Германии и ценностям, на которых он стоит. Я ожидаю от каждого иммигранта, что он не только примет ценности, но и будет с уважением относиться к культуре страны, которую он будет называть своим домом.

- Скажите, кто будет читать доклад президенту и канцлеру?

А.Ш. — Обычно доклад читают оба организатора по очереди, но в этот раз мы решили дать высказаться членам рабочей группы, поэтому от имени обоих организаторов будет выступать господин Федотов (Михаил Федотов, советник президента РФ по правам человека – Вести.Ру), а от имени участников, немец, будет представлять рабочую группу.

- Связана ли такая смена ролей с Вашими трениями с МИДом?

А.Ш. — Нет никакой связи, мы договаривались об этом задолго до форума. Просто мы хотим продемонстрировать единство взглядов российского и немецкого гражданского общества и господин Федотов в этом смысле более подходящая фигура: мы не хотим, чтобы у российского руководства создалось впечатление, что вот приехал какой-то немец и читает им нотации. Мы хотим подчеркнуть единство наших взглядов на ключевые проблемы.

- И всё-таки, хотелось бы, чтобы Вы лично высказали президенту озвученные претензии со свойственной Вам прямолинейностью.

А.Ш. — Большое спасибо, пожалуй, я воспользуюсь Вашим советом во время следующего Форума, который будет проходить в Берлине.

- Господин Шокенхофф, а насколько близки сейчас геополитические позиции вашей страны и США? Судя по заявлениям официальных лиц, Германия полностью ориентируется на Соединённые Штаты по всем ключевым вопросам безопасности.

А.Ш. — Если Вы помните историю, Германия выступала с активной критикой политики Дж. Буша-младшего во время войны в Ираке. Причём это не было антиамериканской критикой, а именно критикой конкретных действий конкретного лидера. Было бы слишком требовать от Соединённых Штатов присутствия во всех уголках мира и неусыпного контроля за всеми региональными проблемами. Тем не менее, являясь союзниками, мы согласовываем свою основную линию как с США, так и с другими членами Альянса. Сейчас уникальный исторический момент – президент Путин избран на третий срок, президент Обама переизбран на второй, а произошедшая при Медведеве "перезагрузка" даёт им все возможности более плотно сотрудничать по вопросам ядерного разоружения, по Ирану, Сирии и драматическим последствиям "арабской весны".

- Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Путин готов обсудить с Меркель вопросы защиты прав человека, а также посетовал на то, что в ходе предвыборных кампаний Германия часто использует антироссийские настроения. Возможно ли как-то улучшить эту ситуацию?

А.Ш. — Все политические партии в Германии воспринимают Россию как стратегического партнёра. Повторюсь, нам не нужна слабая Россия, мы боимся такого сценария. Нам нужен сильный партнёр, который будет адекватно реагировать на справедливую критику. Споры между друзьями не носят враждебного характера, и  "Петербургский диалог" – наглядное тому подтверждение. Я уверен, что, несмотря на разногласия, мы можем прийти к компромиссу и помочь друг другу в развитии экономики, культуры и справедливого общества, построенного на всеобщем равенстве.