Войну уличным художникам объявили власти Стерлитамака. Администрация города занялась очисткой зданий от многочисленных надписей, а также активной пропагандой среди молодежи. Однако новые рисунки продолжают появляться почти каждый день.
Стереть надпись гораздо сложнее и дольше, чем ее нанести, говорят рабочие. Каждый день эта бригада, вооружившись растворителем, ацетоном и ножиком, очищает памятники, фасады домов и другие постройки от следов вандалов. Ответственный за результат — руководитель агентства по организации праздников, с которым местная администрация заключила договор. В городе стало невозможно устроить торжество, говорит Сергей Краснов. Любую украшенную площадку уродуют буквально на следующий день.
Восстановление одного квадратного метра после нанесения граффити стоит до тысячи рублей. Таких участков в городе – десятки. Тратиться приходится и на краску. Там, где поверхность нельзя очистить, ее закрашивают.
В Стерлитамаке есть официально разрешенная территория для занятий граффити. Стена на одной из улиц почти полностью покрыта рисунками и надписями, где-то одно изображение нанесено поверх другого. Но легальной площадки молодежи почему-то мало, возмущается Сергей Краснов. Хотя пространства для творчества здесь хватает.
Штрафы поклонников граффити не пугают, надписи появляются снова и снова, рассказывают сотрудники администрации Стерлитамака. Одно из направлений борьбы с вандализмом — пропаганда среди детей. Сейчас в школах города проходят классные часы. Учителя пытаются донести мысль, что граффити может быть видом искусства, если только оно не портит чужое имущество и облик города.
Пока же таких рисунков во всех городах республики огромное множество. Эта стена на набережной в Уфе заполнена граффити. Яркая картинка – цифры, обозначающие название команды. Ее автор – Никита – признается, многие его работы нелегальные. Потому и приходится скрывать лицо. Но, несмотря на возможные проблемы с законом, свое хобби оставлять не собирается. Молодой человек убежден, что ничего плохого или вредного для общества он не делает: «Для меня граффити — это стиль жизни и хобби в то же время. Рисую, когда нечем заняться — по выходным. Кто-то пьет, кто-то по клубам ходит, а мы с ребятами рисуем, вот и все».
В Уфе несколько лет подряд проходили фестивали граффити. Для соревнований выделялись каждый раз новые площадки. Но этого мало, говорят юные художники. А постоянного места, где можно творить легально, нет. Потому и приходится наносить надписи, где попало.
Наряду с изображениями, смысл которых большинство прохожих просто не понимает, встречаются целые композиции. Например, фрагмент картины Михаила Нестерова на стене старинного здания по улице Чернышевского. Безымянный копиист исполнил его с помощью техники граффити. Подобные рисунки могут стать подлинным украшением города. Для этого нужно направить творчество молодежи в мирное русло — выделять специальные участки и проводить профилактическую работу, считают психологи: «Надо понимать, что эти люди тоже часть общества. Они не инопланетяне, которые прилетели, чтобы город наш разрисовать. Это часть общества, с которой надо выстраивать диалог и находить решения».
Появление современного граффити относят к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. Однако зарождение нового движения также тесно связано с протестной деятельностью политических активистов. Они использовали настенные надписи для распространения своих идей. Сегодня граффити чаще воспринимается как акт вандализма. В городах Европы и Америки созданы специальные подразделения для борьбы с уличным искусством, введен запрет на продажу молодежи баллончиков с краской. В Китае за граффити наказывают розгами, было даже предложение отрубать руку.
В России, и в республике, в частности, тоже пытаются бороться с граффити. Чтобы искоренить надписи, в Петербурге, например, собираются в разы увеличить штрафы и установить повсюду камеры видеонаблюдения. Ведь, по оценкам экспертов, такого ущерба памятники и объекты культуры не видели даже в годы войны.