В репертуаре Большого театра — новая постановка. Премьера балета "Онегин" Джона Крэнко состоится завтра, а накануне прошел генеральный прогон. Интерес к спектаклю — нешуточный. И, увы, не только из-за его художественной ценности. Премьеру предварил громкий скандал.

В репертуаре Большого театра — новая постановка. Премьера балета "Онегин" Джона Крэнко состоится завтра, а накануне прошел генеральный прогон. Интерес к спектаклю — нешуточный. И, увы, не только из-за его художественной ценности. Премьеру предварил громкий скандал. Прима-балерина Большого Светлана Захарова, которая репетировала партию Татьяны Лариной, отказалась участвовать в спектаклях, когда попала во второй состав.

Большой театр. До генерального прогона балета "Онегин" Джона Крэнко — полчаса. В фойе – десятки телекамер. Критики до конца надеются, что на премьере в роли Татьяны выйдет народная артистка России Светлана Захарова, хотя ее имени в программке нет, причем ни в одном составе до конца сезона. Первые Онегин и Татьяна — молодые танцовщики Владислав Лантратов и Ольга Смирнова: так решил фонд Джона Крэнко и постановщик, британец Рид Андерсон.

"Момент рабочий. Рид Андерсон и его команда постановщиков всегда определяет составы, исходя из репетиционного процесса. Так же было и в Парижской опере, где премьеру танцевали молодые исполнители", — говорит пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова.

Подход Штутгартского балета пошел в разрез с традициями Большого театра, которые были негласно приняты еще до революции. Ольга Смирнова хотя и признана лучшей балериной мира, а в этом году удостоена премии "Бенуа де ля данс", пока по театральной иерархии только первая солистка. При этом танцевать в день премьеры всегда было привилегией примы.

В этот раз Светлане Захаровой предложили быть второй, и она отказалась, хотя к этой роли она готовилась долго. Еще две недели назад всю себя отдавала репетициям с Дэвидом Холбергом – премьер только-только оправился от серьезной травмы, из-за которой пропустил целый сезон. Его триумфальное возращение тоже было испорчено: Холберг выйдет на сцену только 19-го июля, в паре с Евгенией Образцовой. Ольга Смирнова, которой доверили премьеру, журналистам ответила жестко: "Никаких вопросов – насчет Светланы. Если вас интересуют эти вопросы – мы уйдем".

Джон Крэнко – британский хореограф-легенда, неоклассик, учитель корифеев современного танца Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта и Иржи Киллиана. Балет "Онегин" он поставил почти полвека назад. С тех пор постановка не сходит с лучших сцен и вот впервые поставлена в Большом. "Онегина" не стоит путать с "Евгением Онегиным" Чайковского. Крэнко не стал использовать музыку оперы, взял другую — фортепианную музыку композитора, в частности, цикл "Времена года".

Гости на балу у Лариных танцуют в косоворотках, а на дуэли присутствуют дамы. Кстати, именно поэтому "Онегина" не лучшим образом приняли в СССР, когда постановку единственный раз привозили в 1972 году, за год до смерти Крэнко. В версии Большого ничего менять не стали, но обещают – будет "Татьяна, русская душой…"

"Мы хотим уже выплеснуть все это, показать народу, что такое русская душа, что такое русское прочтение "Евгения Онегина". Вчера я, например, спросила нашего Онегина: "Руслан, почему ты вышел без усов, ведь на Западе все, кто танцует Онегина, выходят с усами в третьем акте?" Он мне сказал: "Потому что русские знают, что раньше усы носили только военные, и то по истечению какого-то времени", – объясняет ведущая солистка Большого театра Кристина КРетова.

Ведущая солистка Большого Кристина Кретова – одна из немногих, кто может представить, что ждет труппу в ближайшем будущем. Она пришла из театра Станиславского и Немировича-Данченко, откуда и нынешний директор – Владимир Урин. Уверяет, что на артистах перемены руководства не отразятся. Да и перемен, по большому счету, еще не чувствуется: пока Владимир Урин находится на гастролях с артистами Музыкального театра, исполняет обязанности директора по-прежнему Анатолий Иксанов.

"Онегин" Джона Крэнко – это последняя премьера сезона в Большом театре. Балет покажут 9 раз. После чего в конце июля труппа отправится на гастроли в Лондон. Затем отпуск и с сентября начинается новая жизнь, с новым директором, который пока не раскрывает свои планы.