Дорога в облаках: Кисловодск и Эльбрус свяжет современная горная трасса

В Кабардино-Балкарии подходит к концу строительство дороги, которая соединит Кавказские минеральные воды с Приэльбрусьем. 72 километра трассы обойдутся примерно в два миллиарда рублей. Рабочим осталось пройти еще около 10 километров. Дорога должна сыграть важную роль в развитии туризма в регионе.

В Кабардино-Балкарии подходит к концу строительство дороги, которая соединит Кавказские минеральные воды с Приэльбрусьем. 72 километра трассы обойдутся примерно в два миллиарда рублей. Рабочим осталось пройти еще около 10 километров. Дорога должна сыграть важную роль в развитии туризма в регионе.

В Кабардино-Балкарию в очередной раз выехала комиссия Минтранса. В регионе продолжается реконструкция автомобильной дороги Кисловодск — Долина Нарзанов – Джилы Су — Эльбрус. Это — один из самых значимых объектов будущего северокавказского туристического кластера.

Сегодня, несмотря на переменчивость погоды и сложность ведения дорожных работ в горной местности, подрядная организация "Главдорстрой" прикладывает максимум усилий, чтобы не отстать от графика и выполнить все обязательства. Строительные работы находятся на особом контроле у руководства КБР.

Трасса протяженностью около 72 километров свяжет Приэльбрусье с Кавказскими Минеральными водами и соединит региональные курорты в цепь с "двухчасовыми звеньями" — то есть двухчасовой доступностью. Начавшееся в 2008 году в рамках федеральной целевой программы "Юг России" строительство обойдется почти в два миллиарда рублей. О значимости объекта говорит тот факт, что Владимир Путин назвал новую дорогу Кисловодск-Эльбрус "основой туристического кластера на Северном Кавказе".

Ширина капитального асфальтобетонного покрытия дороги — семь метров. Для отвода подскальных вод по обочинам сделаны кюветы. На дороге — три железобетонных моста, сорок три водопропускных трубы. На сложных отрезках тронутые бульдозером склоны укрепляются специальными сетками. Фундаментные блоковые ограждения, металлические барьеры встречаются практически на всем протяжении трассы. На горной дороге безопасность проезда — вопрос ключевой. А участки есть не просто трудные – архисложные.

К примеру, один из таких участков — последний подъем перед спуском на горячие источники. Над обрывом возводят опорную противооползневую стенку. "Ее длина – 65 метров, высота – шесть, — рассказывает Сергей Никитенко, мастер участка. — Для устойчивости заливаем монолитный фундамент. И потом поднимаем его ступеньками для предотвращения оползня и защиты дороги".

На объекте задействовано около 25 единиц дорожно-строительной техники — самой современной, с компьютерным управлением. Ежедневно доставляется от 600 до 900 тонн асфальта. Инертные материалы – гравий и песок – везут из Кичмалки, а асфальтобетонные смеси — из Лермонтово, уже по новой дороге через Кисловодск. Приступили на трассе и к устройству наружного освещения. На первых семи километрах из трехсот с лишним опор большая часть уже установлена.

Контролирует строительство республиканский Минтранс. Комиссии ведомства на объект выезжают регулярно. На этот раз они проверяли работы по всем параметрам: качеству асфальтобетонной смеси, толщине покрытия, ширине, температурному режиму.

На сегодняшний день уже заасфальтировано 62 километра. До полного завершения остается еще около десяти. Строители рассчитывают выполнить весь объем работ до зимы, правда, с оговоркой: "Если погодные условия позволят".