Тридцать лет назад - в ноябре 1979 года - на центральном телевидении начался показ детективного телесериала "Место встречи изменить нельзя". О непредсказуемости зрительских интересов и симпатий - в комментарии обозревателя радио "Вести ФМ" Андрея Светенко.
Интерес интересу рознь. Картина, показ которой был приурочен ко дню милиции тогда, в 1979-м году, первым делом вызвала негативную реакцию со стороны - выражаясь языком протокола - "официальных представителей правоохранительных органов и ветеранской общественности". Газеты публиковали коллективные письма бывших и действующих милиционеров, в которых картину критиковали за то, что она неоправданно негативно показывает послевоенную советскую жизнь.
Главная претензия была в том, что в фильме показана организованная преступная группировка, а на самом деле с организованной преступностью советская власть покончила раз и навсегда еще до войны. Какая может быть "черная кошка"? Отдельные воры и рецидивисты еще куда ни шло. Но чтобы с боем отбивать у милиции арестованных братков - это поклеп на советскую действительность. Ну кто теперь помнит об этих письмах протеста?
А подлинный интерес - как 30 лет назад, так и теперь - вызывают герои Высоцкого и Конкина. Жеглов и Шарапов. В первую очередь потому, что ни в одной картине, где снимался Владимир Высоцкий, он так долго на экране не пребывает. Эта его последняя большая работа в кино. И для многих зрителей восприятие актера накрепко слилось с этим его персонажем - капитаном милиции. Кстати, в 1987 году Высоцкому посмертно была присвоена государственная премия как раз за роль Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя".
Но вот же парадокс. Это противостояние доброго и злого следователей по исходному замыслу авторов романа "Эра милосердия" должно было закончиться моральной победой доброго, то есть Шарапова. Но Высоцкий своим обаянием и талантом сумел вызвать у зрителя такую симпатию к Жеглову, что все эти его - "вор должен сидеть в тюрьме", "пора тебе, Копченый, кайло в руки дать" и "у них в Лондоне не меньше нашего воруют" - ушли в народ. С этим подавляющее большинство согласно. А шараповское "закон не должен превращаться в кистень" - выглядит как-то беспомощно. Да и в принципе верный, оправданный обстоятельствами, приговор Жеглову, который выносит в фильме Сергей Юрский - Груздев - "Плохой человек твой Жеглов. Для него люди - мусор" - цели не достигает. Проскакивает. Всем понятно, Жеглов - хороший.
Да, фильм разобран на цитаты, а теперь уже составлен целый реестр погрешностей против исторических реалий, которые есть в этом фильме. Телефонные будки, поезда и автомобили, дома на заднем плане из другой эпохи. Так это только о том говорит, что в конце семидесятых уже очень трудно было снять в Москве Москву образца 45 года. Также как теперь невозможно снять в столице кино про столицу семидесятых. Потому что Москва - такой удивительный город. Каждые тридцать лет меняется до неузнаваемости. В общем, место встречи изменить нельзя, но узнать его порой уже совершенно невозможно.
Историческая рубрика Андрея Светенко на радио "Вести ФМ".