Совершенно демократические запреты. Реплика Максима Кононенко

Почти 60 процентов граждан Швейцарии на референдуме поддержали идею крайне правой Народной партии о запрете строительства минаретов в стране.

Почти 60 процентов граждан Швейцарии на референдуме поддержали идею крайне правой Народной партии о запрете строительства минаретов в стране. Против минаретов выступили и большинство кантонов страны, что приведет к оформлению решения референдума в виде конституционной поправки. "Минарет - это политический символ, - сказал один из инициаторов референдума Ульрих Шлюер, - это признак того, что в стране шаг за шагом будут внедряться законы шариата, параллельные швейцарской правовой системе, явившейся результатом развития швейцарской демократии".

Ну наконец-то! Наконец-то устами Ульриха Шлюера из Народной партии Швейцарии сформулировано то, что и раньше-то все понимали, но как-то сказать не решались. А именно - между демократией и законами шариата нет никакой существенной разницы. В исламских странах существуют строгие религиозные ограничения. И исламские страны не называют себя демократиями. Они живут по законам шариата и требуют от своих граждан и от гостей страны соответствовать этим законам. А сотни лет развития швейцарской демократии привели к тому, что представителям одной из крупнейших мировых религий национальным законодательством диктуется, как именно им строить свои храмы. Диктуется совершенно демократическим образом - путем референдума! Но все же диктуется.

Вот и спрашивается - зачем нужно было развивать эту самую демократию, если она ничем не отличается от того, что было до нее? А главное - зачем нужна такая демократия, которая в итоге обязательно вернется к тому, что было до того, как эта демократия появилась? Ведь это сейчас большинство жителей Швейцарии проголосовали против строительства минаретов. Потому что сейчас большинство жителей Швейцарии - не мусульмане. Но какое это большинство? Небольшое. Пройдет двадцать лет, и какая-нибудь Исламская партия Швейцарии инициирует другой референдум. С двумя пунктами в бюллетене. Первый пункт - разрешить строительство минаретов. И второй пункт - запретить строительство колоколен. Заметьте - тоже совершенно демократическим путем. Очень интересно было бы дожить того времени и сравнить реакции на эти события.

Реплика Максима Кононенко на радио "Вести ФМ".