За сотовую связь на небесах россияне заплатят втридорога

Сегодня на заседании госкомиссия по радиочастотам поднимет вопрос о выделении частот для организации сотовой связи в самолетах. Если чиновники одобрят это предложение, то первой российской авиакомпании, предоставляющей такой сервис, станет "Аэрофлот".

Сегодня на заседании госкомиссия по радиочастотам поднимет вопрос о выделении частот для организации сотовой связи в самолетах. Если чиновники одобрят это предложение, то первой российской авиакомпании, предоставляющей такой сервис, станет "Аэрофлот". Возможно, в скором времени пассажирам российских авиакомпаний разрешат использовать мобильники. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Пассажиры скрашивают долгий полет в самолёте разговорами по мобильнику - это может стать реальностью совсем уже скоро. Комиссия Минкомсвязи, судя по прогнозам экспертов, чинить препятствия этой инициативе не намерена. Тем более что технические проблемы в принципе уже удалось решить. Современные сотовые телефоны на работу авионики практически не влияют, говорит ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"Правила, которые действуют в России и во многих странах, были введены около 20 лет назад, когда использовались другие стандарты связи, в частности NMT - они действительно влияли на навигационное оборудование. Сегодня де-факто такого влияния нет, нет ни одного доказанного случая аварии или сбоя работы оборудования. Исходя из этого, эти правила просто уходят в прошлое", - считает Муртазин.

Сложности, конечно, будут. Например, из-за самого принципа связи. Его суть - внутри лайнера устанавливается базовая станция, которая связывается с наземными станциями по курсу полета. А они, особенно в России, есть далеко не везде, отмечает гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.

"Над Атлантическим или Тихим океаном вы сколько угодно можете искать соты - их там в принципе нет. Над огромными пространствами России сотовой связи нет. Если говорить о покрытии европейской части, то оно более-менее есть", - утверждает Рыбак.

Если по курсу полета нет базовых станций, то связь идет через спутник, хотя пассажиры говорят по своему мобильному телефону. Но услуга эта дорогая - до 5 долларов за минуту, поэтому большого распространения до сих пор не получила, констатирует Борис Рыбак.

"Потому что затраты довольно большие, а отдача очень маленькая. Люди не готовы платить намного больше, сверх обычных тарифов, чтобы получить это удовольствие во время полета", - считает Рыбак.

Будет ли пользоваться эта услуга у россиян, сейчас сказать сложно. Но попробовать нужно, уверены эксперты. "Аэрофлот" уже готов предоставить свои самолеты для опытной эксплуатации. Дело за сотовыми операторами, говорит Эльдар Муртазин.

"Я думаю, что компании пойдут, как и в метро, постепенно. Будут обкатывать технологию, пробовать, как это выйдет. Потому что имиджевые риски для компании очень высоки - в силу сложившихся обстоятельств. Много лет нам говорили, что пользоваться небезопасно. Компания, которая может стать пионером, может собрать все репутационные риски. Когда ее абоненты будут говорить на борту, если, не дай бог, что-нибудь произойдет, возможно, тень этих проблем падет и на компанию", - замечает Муртазин.

Кстати, попытка организовать подобный сервис в России уже была: Boeing Company создавала телекоммуникационную сеть для пассажиров, летающих ее самолетами. Российский сегмент сети должен был обслуживать оператор спутниковой связи "Русат". Но проект оказался слишком дорогим. Попытка номер два - за "Аэрофлотом".

Читайте также по теме:

У пассажиров российских авиалиний появится связь с землёй