Он мог бы с ИТАР-ТАСС золотую свадьбу отметить, как-никак – полвека вместе. Владимир Мусаэльян, личный фотограф Брежнева, – участник выставки "Символы эпохи – наша история", лучшие снимки информагентства ИТАР-ТАСС с 1920 по 1991 год. Мусаэльян представляет 70-е. Вот его работа – праздник в лесу по случаю удачной охоты. Скромное застолье и лидеры государств – в шапочках, украшенных сосновыми ветвями.
"Как-то Борис Слуцкий написал: эпоха закончилась, ее надо описать. Пусть даже не эпоха, а этап. Его надо описать, спасти от забвения", – напоминает Владимир Мусаэльян, спеццкорреспондент "Фото ИТАР-ТАСС", личный фотограф Леонида Брежнева.
От забвения спасли пионерские отряды и счастливых трактористок. Ликвидацию безграмотности, первый поезд московского метро, блокаду, взятие Берлина и строительство ГЭС. А также Хрущева в кукурузных полях и на бульдозерной выставке, Гагарина в объятиях Джины Лоллобриджиды, Белку, Стрелку, олимпийского Мишку перед прощальным полетом. Альтернативной истории вы здесь не найдете, поясняют кураторы. Зато сколько мелочей, но существенных – в крупно распечатанном официозе. Афиша театра на Таганке на английском языке, печаль в глазах молодой Пугачевой, радость на лице парящей Улановой.
Наверное, когда в 1962 году эту фотография напечатали в газете, площадь, которая в тот момент еще называлась "Советской", выглядела на ней так же, как сегодня. Однако вот – крупный формат и проступившие детали. На всех женщинах цветастые приталенные, модные по тем временам, платья, на ногах – плоские белые туфли, за памятником Долгорукому припаркована старая Волга, а на Тверской улице – ни одного автомобиля.
В архиве ИТАР-ТАСС больше миллиона старых фотографий. И это не музей, но лаборатория по изучению прошлого. Старые снимки в любой момент доступны для СМИ.
"Наши потребители – газеты, журналы, интернет-издания. У нас есть цифровой отдел, который оцифровывает ежедневно, ежемесячно (это их работа) всё новые карточки их архива", – рассказывает Феликс Шмайгер, директор агентства "Фото ИТАР-ТАСС".
140 снимков – конспект по истории для одних и сборник мемуаров – для других. Фоторафы ИТАР-ТАСС говорят, это агентство нам, как университет, – альма-матер. Здесь учились и учили. Газетная фотография, может быть, и проза жизни, но иногда – глазами поэтов.
"У фотографии свои права, она – приют для ищущего взора. И каждый раз кружится голова, когда шумит мелодия затвора", – цитирует Владимир Мусаэльян.