Хрущевская "оттепель" без ретуши

В Москве открылась выставка для тех, кто хочет погрузиться в атмосферу хрущевской "оттепели". 1960-е годы – время первого полета человека в космос, освобождения политзаключенных, Карибского кризиса – представлено в работах советских фотокорреспондентов и их западных коллег.

В Москве открылась выставка для тех, кто хочет погрузиться в атмосферу хрущевской "оттепели". 1960-е годы – время первого полета человека в космос, освобождения политзаключенных, Карибского кризиса – представлено в работах советских фотокорреспондентов и их западных коллег. На снимках и сам Хрущев, первый из советских руководителей, кто предстает на фотографиях без ретуши.

1962 год, Москва. Кафе "Молодежное" на улице Горького – "Мекка" столичного джаза. Молодой фотокорреспондент "Известий" Виктор Ахломов забежал туда поснимать знаменитого Алексея Козлова, а в результате сфотографировал тогда еще никому не известного Андрея Тарковского. "Мало кто знал, что это Тарковский и что это гений. Поэтому меня кто-то из умных людей, погруженных в тему, толкнул и сказал: "Витя, ты лучше этого сними. Что ты музыкантов снимаешь?" И я снял Андрея Тарковского, и не один раз, а много. И оказалось, что не зря", – вспоминает фотограф.

1960-е годы – время оттепели. Гагарин в космосе, в России – Фидель Кастро, на Московском кинофестивале – Федерико Феллини. Шестилетняя Ольга Свиблова – ныне директор Московского дома фотографии – тогда впервые в жизни сходила на фотовыставку. Это оказались работы легендарного фотокорреспондента "Огонька" Дмитрия Бальтерманца – портреты Никиты Сергеевича Хрущева. "Я помню дядьку, который мне безумно понравился. Я понятия не имела, что этот человек – руководитель нашей страны. Я помню человека, который играл на баяне, который плясал, который стучал кукурузой, который стучал ботинком. Как это ни странно, он был мне симпатичен, потому что он был живой", – призналась она.

Никита Хрущев был первым российским правителем, чьи портреты не ретушировали. Хохочущий и орущий, в мятых рубашках, с явно заметными зубными коронками – публиковались любые фото премьера. "Это редкий момент, когда в нашей русской советской фотографии все улыбаются. И улыбаются совсем не так, как они улыбались на фотографиях советских фотографов, пусть великих, таких, как Александр Родченко, Петрусов, Игнатович, как они улыбались в середине 1930-х годов, когда у всех на лице "голливудская" приклеенная улыбка", – отметила Ольга Свиблова.

На открытие выставки "Никита Хрущев и его время" пришла родная внучка Никиты Сергеевича – Юлия Хрущева. 350 снимков из хранилищ Московского дома фотографии дополняет семейный архив. "Фотографии с его первой женой Евфросиньей. У меня таких несколько фотографий есть. Он в белой рубашке и в бабочке. Я даже никогда не могла предположить, что он мог носить бабочку", – призналась внучка Никиты Сергеевича.

Экспозиция только открылась, но уже говорят о продолжении темы. На очереди – выставка фотографий, которые иллюстрируют брежневскую эпоху.