"Сталкер" был снят ценой здоровья всей съемочной группы

30 лет назад, 19 мая 80 года на советские киноэкраны вышел "Сталкер" - культовый фильм Андрея Тарковского по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". К тому времени эта картина уже имела три награды Каннского кинофестиваля, но в советский прокат её всё равно долго не решались выпускать, и в итоге в Москве фильм показали только в трех кинотеатрах. Историю "Сталкера" вспомнил корреспондент радио "Вести ФМ" Павел Гайков.

"Сталкер" - 5-й полнометражный фильм Андрея Тарковского. По словам режиссера, он готовился к нему всю жизнь, а снимал два года. Тарковского заинтересовала идея Стругацких из "Пикника на обочине" - о неком месте в аномальной, загадочной зоне, где может сбыться самое сокровенное желание.

Гайков: Режиссер познакомился с авторами и предложил им написать сценарий к фильму. Но результатом постоянно был недоволен, и трижды просил Стругацких переделывать сценарий, который менялся прямо по ходу съемок. Тарковскому такая ситуация неопределенности уже была знакома. Свой предыдущий фильм "Зеркало" он и вовсе снимали без сценария. Но для подцензурного советского кинопроизводства это было немыслимо. Первоначально фильм назывался "Машина желаний". Когда большая половина его была снята, пленка, по халатности персонала, погибла при проявке. Тарковский обвинил в этом оператора Георгия Рерберга и начал снимать заново с новым оператором. К тому времени бюджет картины увеличился, и она стала двухсерийной. Однако и второй вариант режиссера не устроил, и он опять решил начать все заново - по словам кинокритика Андрея Плахова, беспрецедентный случай в истории кино.

Плахов: Он снял фильм. Потом, когда пленка вышла из фотолаборатории, он посмотрел, его не удовлетворило качество изображения, он просто переснял картину. Это вообще невозможно, ни в какой крупной кинематографии никто не позволит режиссеру переснять готовую двухсерийную картину - Тарковскому позволили.

Гайков: Третьим оператором "Сталкера" стал Александр Княжинский. Сценарий все это время продолжал меняться - так что когда в 78-м Тарковский после инфаркта вновь начал снимать, научно-фантастическая история Стругацких превратилась в философскую, а главный герой из отчаянного авантюриста превратился в юродивого. Все это время с Тарковским оставались его актеры - сталкер Александр Кайдановский, писатель Анатолий Солоницын и профессор Николай Гринько. Все они снимались в ранних фильмах Тарковского, и для каждого съемки Сталкера стали последней работой у режиссера - вскоре после выхода фильма он уехал из СССР. Анатолий Солоницын до роли писателя играл Андрея Рублева и доктора Сарториуса в "Солярисе". У него были особые взаимоотношения с Тарковским - об этом вспоминает брат актера, писатель Алексей Солоницын.

Солоницын: Что вот увидел в нем Андрей Арсеньевич Тарковский, почему он его так полюбил. Потому что он ужасно не любил актеров, которые лезут не в свое дело, начинают режиссировать. Толя считал, что высшая доблесть актера, так же, как у монаха - это умереть, это смирение, это абсолютно точное выполнение замысла режиссера. Вообще он актерство понимал как служение, в этом был какой-то монашеский подвиг.

Гайков: Анатолий Солоницын на площадке "Сталкера" встретил главную любовь своей жизни - гримера Светлану. А через 5 лет умер от рака легких - болезни, от которой позже скончался сам Тарковский и его жена Лариса, второй режиссер на площадке "Сталкера". Рассказывают, что съемки в экологически загрязненных районах в окрестностях Таллина и Ленинграда отразились на здоровье всех членов съемочной группы. Такой ценой они сделали один из самых харизматичных фильмов позднесоветского периода. По результатам голосования на самом популярном на Западе киносайте imdb.com, предельно мрачный, мизантропический "Сталкер" входит в топ 250 лучших фильмов в истории мирового кино.

Читайте также:

"Сталкер" Тарковского зритель понял после Чернобыля