С введением ЕГЭ на улицу школьных учителей пришёл праздник. Реплика Максима Кононенко

На протяжении десятилетий вся образовательная коррупция сосредотачивалась в вузах. Высшее образование - серьезный стимул, чтобы платить за результаты. А в школе, как ни учись, аттестат всё равно получишь. И вот с введением ЕГЭ праздник пришел и на улицу среднего школьного образования.

Когда я учился в первом институте, у нас на военной кафедре был студент, который всегда платил за сдачу экзаменов. Давал, условно говоря, капитану Петрову 50 или 100 долларов США - и капитан проставлял в ведомости соответствующую оценку. Тройку или четверку - тогда не наглели.

И вот, отучившись в институте пять курсов, наш студент решил, наконец, взять себя в руки и подготовиться хотя бы к государственному экзамену. Он заперся в квартире на две недели, не включал телевизора и не пил пива - и кое-как выучил непростой военный предмет: средства радиоэлектронной борьбы. Гордый собой и волнующийся студент пришел на госэкзамен в костюме, еще раз пересмотрел конспекты и подошел к двери аудитории. И в этот момент дверь открылась, и из аудитории вышел наш условный капитан Петров. И сказал студенту такие слова: "Давай стольник, я тебе уже всё поставил".

Я видел эту сцену собственными глазами. Поверьте мне, я никогда не забуду ту богатую гамму внутренних переживаний, которая отразилась в глазах моего незадачливого сокурсника. И вот оказывается, что за прошедшие семнадцать лет в России ничего не изменилось. В городе Морозовск Ростовской области заведующий отделом народного образования районной администрации в день проведения государственного экзамена по русскому языку дал школьным преподавателям указание решать задания за учеников. И, внимание, 70 учителей, не задавая лишних вопросов, собрались в здании местного Дома детского творчества, обложились учебниками, словарями и справочниками и принялись отвечать на вопросы. Там их и накрыла милиция.

Когда же заведующего отделом народного образования спросили - зачем он все это организовал, заведующий откровенно ответил: хотел, мол, продать потом выполненные задания ученикам. То есть этот самый заведующий поступил в точности так же, как вышеупомянутый мной условный капитан Петров - не спрашивая учеников, надо им это или нет, он решил продать им решенные задания. В надежде, что спрос будет надежным.

И я того заведующего понимаю. На протяжении десятилетий вся образовательная коррупция сосредотачивалась в вузах. Высшее образование плюс отсрочка от армии - серьезный стимул, чтобы платить за результаты. А в школе, как ни учись, аттестат о среднем образовании всё равно получишь. И вот с введением ЕГЭ, а главное - с началом зачисления в вузы по результатам ЕГЭ, праздник пришел и на улицу среднего школьного образования. Преподавателям вузов останутся сессии, но вот что касается поступления, то касса теперь находится в школе. А вот опыта не хватает! Ну, разве действия этого начальника районного отдела народного образования могут сравниться с элегантной работой условного капитана Петрова? Потому что за плечами капитана были поколения таких же, как он - оттачивавших механизмы коррупции, доводивших ее до совершенного, неуязвимого для прокуратуры и неизбежного для студента идеала. А за плечами школьных учителей ничего этого нет. Разве что - опыт скучных поборов с родителей на ремонт школы. Ну да ничего, опыт непременно появится. Как говорится, дайте лишь срок! И учителя перестанут попадаться.

Реплика Максима Кононенко на радио "Вести ФМ"