Сегодня с днем рождения можно поздравить народную артистку России Евгению Симонову. Дата хотя и не достаточно круглая, а все же позволяет говорить о некотором юбилее. О замечательной актрисе - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Заславский: Евгения Симонова - из тех, кто к удовольствию для себя (и уж точно - для зрителей), сумел задержаться на ролях юных героинь. Возраст проходил как-то счастливо мимо, и она по-прежнему была естественна в амплуа голубых героинь, девушки беззащитной, которую при желании обидеть может каждый. К слову, и сегодня в "Женитьбе", которая в театре имени Маяковского идет в постановке Сергея Арцибашева, она вполне убедительна в роли невесты, хотя и засидевшейся в девках, а все не теряющей надежды. Говорят, актриса уже несколько раз просила найти ей замену, но к чему заменять, если Симонова хороша в роли гоголевской Агафьи Тихоновны? Тем более что жених у нее - такой видный, его играет Игорь Костолевский, с которым они вместе в одном театре и на одной сцене - уже почти 35 лет.
Костолевский: Хочу сказать, что это большая радость, когда ты выходишь на сцену и просто с ней общаешься. Она замечательная актриса, удивительный человек. Я желаю ей всего самого доброго, самого хорошего, самое главное – здоровья. А все остальное у нее есть, но пусть и этого будет больше
Заславский: Надо, конечно, особо сказать про ее голос - чистый, такой, что не позволял предлагать ей роли отрицательных героев, - узнаваемый, вызывающий сочувствие, если героини Симоновой попадали в неприятности. К слову, внешность ее героинь часто была обманчива - скажем, в фильме "В бой идут одни старики" она, такая, на первый взгляд, мирная, не фронтовая, оказывалась куда сильнее, чем можно было предположить. И взгляд, конечно, глаза актрисы! - сразу же вспоминается фтолстовское описание княжны Марьи, сестры Андрея Болконского, - там, где Толстой пишет про внутренний свет. Внешняя трепетность и стальной характер, - ну, примерно то, что играет Симонова в "Обыкновенном чуде" Марка Захарова.
Чтобы понять, что такое высокий класс актерской игры, стоит посмотреть на Малой Бронной Симонову в спектакле "Три высокие женщины", где актриса играет 92-летнюю героиню, то есть в два раза старше себя. Игра ее восхищает, сначала - феерическими подробностями в изображении малоподвижной и уже теряющей не только память, но и разум 92-летней женщины (все еще не старухи!), а потом - поразительной энергией, с какой она отстаивает правду своей героини. В ее всепонимании (в первую очередь - в понимании себя самой) - нет старческого равнодушия, напротив, она все помнит, но не всегда добрая память не мутит ее разум. И счастье, и старость Симонова играет с использованием самой совершенной актерской техники (в бытовой электронике такое совершенство получило название hi-end). Поковыряв в носу, рассматривает извлеченное из недр носа через бинокль; бесконечно забывает, что её адвокат Гарри умер 30 лет назад и очередное напоминание переживает как сиюсекундное горе, утирая вечно слезящиеся глаза и слюнящийся рот. При этом она еще поет - едва различимы слова и почти неразличима мелодия: "Сердце радости полно".
Шагая по длинному списку ее ролей, как по лестнице, понимаешь, что это - лестница вверх, с каждым годом, она приобретала, - в списке почти нет пропущенных лет, почти каждый год отмечен новыми фильмами. Тут, разумеется, можно порадоваться за взаимопонимание в семье: муж, режиссер Андрей Эшпай нашел в Симоновой идеальную актрису на главные роли, а она - своего режиссера. В театре она играет меньше, но утешает - что роли такие, от которых, как говорится, не отказываются.