"Аватар" изменил зрителя. Реплика Антона Долина

2010-й год стал почти вдвое более успешным для российского кинобизнеса, чем прошлый - правда, касается это не производства фильмов, а проката. По преимуществу, проката картин в 3D. Тему продолжает обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Долин: Почти 555 миллионов долларов потратили россияне и жители СНГ за период с декабря 2009 по май 2010 года на походы в кинотеатры - по подсчетам журнала "Кинобизнес сегодня", это на 73% больше, чем за аналогичный период год назад. Не просто прирост, а скачок: даже в сравнении с докризисным первым полугодием 2008-го года увеличение сборов - гигантское, на 45%.

Конечно, средняя цена билета за это время увеличилась с 181-го до 202-х рублей, но в долларовом эквиваленте она не изменилась - 6,7 американских долларов. Зато люди стали элементарно чаще ходить в кино: число проданных билетов выросло более чем на треть. Что же это значит? Выход из кризиса? Или, наоборот, более глубокое в него погружение? За нехваткой хлеба народ бросается к зрелищам? Может, кинотеатров стало больше? Или зрители больше пристрастились к кинематографу?

Эксперты и аналитики, мнение которых опубликовано в статье "Трехмерные деньги" в газете "Ведомости", уверяют, что все гораздо проще: причина - в "Аватаре" Джеймса Кэмерона. Именно этот долгожданный и заоблачно успешный проект, собравший в российском прокате беспрецедентные деньги - 113 миллионов долларов, - привел к росту кассовых сборов. Для сравнения: предыдущий лидер, "Ирония судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова, взял лишь планку в 50 миллионов. "Аватар" собирал деньги, прежде всего, в формате 3D, в котором, кстати, и билеты стоят дороже. Стоит учесть и то, что специально под эту картину уверовавшие в нее директора кинотеатров и кинотеатральных сетей срочным образом переоборудовали залы, - а если приплюсовать к этому глобальное увеличение числа залов в России с 1715 в 2008-м до 2216 к настоящему дню, - статистика получает свое логическое объяснение.

"Аватар" не только стал настоящим бумом, он создал дополнительную моду на 3D, которое показывали в российских залах и до Кэмерона, и которое всегда стоило дороже, но никогда раньше не привлекало такого количества людей: недаром рекордные показатели продемонстрировали и такие 3D-релизы, как "Алиса в стране чудес" и "Шрек 4". Теперь вопрос лишь в том, насколько устойчив рост зрителей в кинотеатрах, общая ли это тенденция или только реакция на несколько нашумевших картин? Ответ даст статистика по прокату второго полугодия.